БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Ганч

Декоративные плиты из ганча Камневидная порода, которая содержит в своем составе глину и гипс, служит материалом для штукатурки, декора и создания скульптур еще с первых лет нашей эры. Впечатляет искусство Средней Азии своим многогранным использованием различных материалов в руках умелых мастеров. Наверное, если бы не профессиональные навыки узбека-мастера и его резец, ганч так бы и остался материалом для оштукатуривания жилищ и раствором при кладке камня. Не даром говорят, что не материал делает вещь бесценной, а руки узбекского мастера - ганчкора.

Резьба по ганчу - это чаще всего искусно созданный орнамент, в котором большое внимание уделено детализации. Особый расцвет данного ремесла приходится на 18-19 века. Декоративное убранство из резного ганча стало роскошью, которая украшала как интерьер, так и экстерьер мечетей и домов знати. Стены и ниши отделывались затейливой резьбой из ганча, орнаментальные решетки, отлитые из ганча, установленные над дверью или окном, были не только функциональны - пропускали свежий воздух и солнечные лучи, но и служили украшением жилища.

Узбекские орнаментальные узоры делятся на растительные и геометрические. Последние из них - гирихи - сложны в исполнении, так как представляют из себя множество взаимосвязанных геометрических фигур. Сложные узоры гириха походят на увлекательные головоломки, чаруют своей точной красотой. Под Самаркандом найдены образцы гириха конца 10 века, которые содержат вкрапления растительного орнамента, что делает композицию более мягкой и совершенной.Резной ганч (Узбекистан)

Настоящий ганч сегодня вполне заменяем гипсом, они имеют похожие свойства. В формовочную рамку раствор гипса умельцы заливают в два приема, каждый из них готовится особым способом. Умелый ганчкор имеет в своем арсенале многочисленные приспособления и формы для работы с гипсом, но самым главным является обычный скальпель хирурга для создания рисунка, стамеска и скребок.

Существуют четыре приема разделки узора - пардозы: лула-пардоз, пах-пардоз, чока-пардоз и табака-пардоз. Первые три приема были известны с древних времен, а последний - табака-пардоз появился в 19 веке и служит для вырисовки цветов и бутонов. Но мастер никогда не пользуется одним приемом, да и иногда просто невозможно понять где начало одного и конец другого пардоза. Именно эффектно сочетая несколько приемов узбекские мастера ганча создают прекрасные резные композиции - настоящие произведения искусства.

Резьба по ганчу и алебастру
Резьба по ганчу и алебастру.

Резьба и роспись по ганчу
Резьба
и роспись
по ганчу.

Потолок мавзолея (ганч, Самарканд)
Потолок мавзолея.
Ганч. Самарканд.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта