Возрождение в Северной Европе
Период Северного Возрождения относится к переломной эпохе в развитии искусства Северной Европы (Нидерландов, Франции, Германии) в первой половине 16 века. Для него свойственно создание и интенсивное развитие разновидностей жанров, методов и приемов изобразительного искусства, авторством, привлечением знаменитостей изобразительного искусства. Поэтому о данной эпохе говорят, как о периоде "возрождения".
Явление духовного пробуждения Европы, как это явление было отмечено в искусствознании 1950-1960 гг., берет начало с 17 века, не в Италии, а на севере Европы - Нидерландах, Фландрии, Брабанте, Бургундии, Валлонии. Пробуждение стало следствием интенсивной урбанизации торговых и ремесленных центров. Данное движение подразделялось на два пути. Первый путь - преображение религии, образовавшейся в северной части Нидерландов под названием "Devotio moderna", что буквально означало "новая набожность". В основе религии - идея подражания Христу, под предводительством Фомы Кемпийского (1380—1471), который был сторонником апостольской жизни, характерной для ранних церквей.
Второй путь - гуманистический (гуманизм от лат. humanitas означает "человечность"), подразумевающий светскую образованность. Оба течения взаимодействовали друг с другом. Изобразительное искусство Италии демонстрировало сочетание христианской мистики с физической природой, чувство формы, унаследованное от античности. Новое мировоззрение Севера представляло собой искусство поздней Готики. Следует заметить, что Альпы не препятствовали сообщению регионов. Наблюдалось воздействие Готического стиля на развитие искусства Северной Италии (Ломбардии, Тосканы) в 15-16 веках.
Художественная форма итальянского проторенессанса отразились на французской живописи и франко-фламандской миниатюре (14-15 в.). Идея распространения благодати Божьей по всей земле воплотилась в искусстве северян более выразительно, чем в Италии. Под влиянием страстного чувства мастера живописи уделяли внимание каждой травинке, воспроизводили малейшие детали.
Религиозные идеи, как понятия, которые изобразить невозможно, могли быть воплощены посредством особенного мистического пантеизма и натурализма формы в изобразительном искусстве, вплоть до их противоречия. В произведении живописца и гравера Ханса Бальдунга Грина (1484-1545) "Коронование Девы" лик Бога Отца для соборного алтаря был дополнен своеобразным штрихом натурализма - бородавкой на щеке.
Три возроста и смерть. Ханс Бальдуг Грин.
|
Соломон и Царица Савская. 1434. Северное Возрождение в Германии.
|
Рыцарь, девушка и Смерть. Ханс Грин Бальдунг.
|