Конструктивизм
Советский метод авнгардизма в архитектуре, художественном конструировании, плакате, театральном, декорационном, оформительном искусстве, создании литературных произведений, дизайне, получивший развитие в 1920-1930-х. Для конструктивизма характерны строгость, геометризм, лаконичность, монолитность внешнего вида. Сторонники конструктивизма намеревались воплотить в своих произведениях новаторские технические возможности, логику перспективных конструкций, пытались "смонтировать" окружающую среду, используя дерево, металл, стекло в процессе творчества.
В качестве примеров памятников конструктивизма можно выделить фабрики-кухни, рабочие клубы, Дворцы труда, дома-коммуны того времени. Конструктивизм в архитектурном стиле проявился значительно раньше, чем в архитектуре. Функционализм, рационализм и конструктивизм принято считать "современной архитектурой".
Роскошь дореволюционной архитектуры по инициативе конструктивистов должна быть заменена воплощением утилитаризма и простоты новаторских предметных форм, что являлось символом новых взаимоотношений людей и демократичности. В сфере архитектуры принципы конструктивизма были провозглашены в выступлениях А.А. Веснина и М.Я. Гинзбурга. Их первое воплощение - проект Дворца труда для Москвы (1923 г.), который был разработан братьями Весниными. Проект отличался четким планом и конструктивной основой, которая просматривалась во внешнем облике здания в виде железобетонного каркаса.
В 1924 г. - основана организация конструктивистов (ОСА), члены которой создали функциональный метод проектирования, в основе которого лежал научный анализ особенностей эксплуатации строений крупного масштаба. Подобно другим группам архитекторов, организация конструктивистов (Гинзбург, М.О. Барщ, И.И. Леонидов, братья Веснины, А.С. Никольский, В.Н. Владимиров и другие) посвятили свою деятельность поискам новых форм планировки населенных пунктов, разработке проектов переустройства быта и новых образцов общественных зданий (рабочие клубы, Дома советов, Дворцы труда, и т.п.). Однако, в своей работе, теоретически и практически конструктивисты не досмотрели перечень недостатков, что выражалось в представлении жилища, как "материального воплощения", формальности организации быта домов-коммун, недооценке природно-климатических условий, некорректном понимании роли городов под влиянием дезурбанистических идей.
В 1923 г. был основан "Литературный центр конструктивистов", в составе которого были Александр Квятковский, Корнелий Зелинский (литературоведы), Владимир Луговской, Илья Сельвинский, Борис Агапов, Вера Инбер (поэты), и другие. Посредством нескольких манифестов конструктивизм утверждается, как направление в литературе (первостепенное значение которого отводилось поэзии).
В литературе конструктивистами была провозглашена близость поэзии "производству"; среди названий сборников встречается "Бизнес", "Госплан литературы". Для течения характерными проявлениями были очеркизм, распространенное использование "прозаизмов", проводились эксперименты с декламацией, был изобретен новый размер - тактовик. В 1930 г. конструктивисты, будучи объектом травли со стороны ассоциации пролетарских писателей (РАПП), объявили о самороспуске.
Для конструктивизма в его графическом виде было характерно применение фотомонтажа вместо иллюстрации, созданной кистью, геометризации, композиция подчинялась прямоугольным ритмам. Цветовая гамма характеризовалась своеобразной устойчивостью: белый, черный, серый, красный цвета, дополнение желтого, синего. Конструктивистские тенденции в мире моды проявлялись тенденцией прямых линий в дизайне одежды, что наблюдалось на фоне общемирового воодушевления в данной сфере. Советские модельеры того времени разрабатывали подчеркнуто геометризированный покрой одежды.
С 1924 г. в сфере дизайна одежды появляются такие известные модельеры, как Варвара Степанова, которая являлась профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа и занималась проектированием одежды в классическом и спортивном стиле, Любовь Попова, которая вместе с Варварой Степановой создавала рисунки для московской ситценабивной фабрики.
Эстетика конструктивизма способствовала стабилизации художественного конструирования. На базе разработок конструктивистов с расчетом на массовое производство изобретались новые типы посуды, мебели, арматуры, удобные в повседневном применении. Конструктивизм имел воздействие и на развитие плакатной графики: в этом мастерстве особо отличились братья Стенберги, Родченко, Г.Г. Клуцис, предлагавшие эффектные фотомонтажи. В конструировании книги идея конструктивизма отобразилась использованием новых возможностей шрифта (Л.М. Лисицкий, А.М. Ган). В театральном действии место декораций заняли "станки", разработанные Поповой, А.А. Весниным и другими. Определенные идеи конструктивизма были воплощены в изобразительном искусстве европейских и западных стран (О. Шлеммер, В. Баумейстер).
В зарубежном искусстве понятие "конструктивизма" в значительной мере условно: в архитектуре конструктивизм подразумевает течение внутри функционализма, и его намерением является представить выразительность современных конструкций в ярком свете; в сфере живописи и скульптуры конструктивизм выглядит, как направление авангардизма, задействовавшего поиски конструктивизма раннего времени.
 Конструктивизм в советском плакате.
|
 Дом культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины.
|
 ДК имени Зуева. И.А. Голосов. 1928 г.
|