Викторианский стиль
Название "Викторианский стиль" (Victorian style) произошло от имени королевы Виктории. "Викторианский" подразумевает период в истории искусства Англии во второй половине 19 века в годы правления королевы Виктории и супруга (consort) Альберта. В 1937 году Виктория восходит на трон; правление ее было длительным и устойчивым, в результате которого Англия перебирается в 20 столетие. Данный период характеризовался компромиссным между традициями и реформами, что оставило свой отпечаток на развитии искусства.
Англичане присвоили этому времени краткое название "victorianism" и уверены, что эстетически термин обозначает доминирование прагматизма и материализма, чем, собственно, и отличается английский стиль.
Эклектизм и многообразие стилей викторианизма - следствие жесткой предшествующей эпохи "георгианцев" и "стиля королевы Анны".
Искусство викторианского периода развивается в три этапа:
* с 1835 по 1855 г.г. - ранний, именуемый периодом неостилей;
* с 1855 по 1870 г.г. - средне-викторианский;
* с 1870 по 1901 г.г. - поздний период, по-другому известный, как "свободное возрождение Ренессанса".
В период промышленного подъема Англии, когда она буквально становилась "всемирной мастерской", берет свое начало Викторианская эпоха, ознаменовавшаяся высоким оптимизмом. Параллельно развивалось и мировоззрение представителей нового "среднего класса" (middle class), намеревавшихся жить роскошно.
Причина данного явления - снижение влияния Романтизма, основного художественного направления, начиная с 19 века. В 1830-х годах В Европе наступает период Историзма, для которого характерно сосуществование различных новых стилей, и Англия не стала исключением.
В раннем периоде Викторианства параллельно развивались стили "мавританский", "византийский", "китайский", "неогрек", "неорокко". Но упадка искусства было не избежать. Готику длительное время приспосабливали к коммерческим зданиям. Фасады греческих зданий пытались приноровить к банкам и жилым комплексам. Римская баня могла украшать железнодорожную станцию. В развитие эклектики внедрилось негативное воздействие промышленной революции.
Для воспроизведения любого старинного стиля можно было использовать технические приспособления: из папье-маше изготовить барочную избу, из жести - золоченые купола, из керамики - "металлическую основу"... Мебель викторианского стиля могла комбинироваться с готикой... Пародия на викторианский стиль - имитация подделок, дешевые материалы и примитивные механические приемы с целью создания роскоши тех времен.
Деятельность У. Морриса, художника, писателя, организатора движения "Искусства и ремесла", набирает силу к 1860-м годам. Перед ним стояла задача возрождения традиций ручного ремесла средневековья. Под влиянием его начинаний сформировалось течение искусства середины 19 века, противодействующее викторианскому (Anti-Victorian).
С тех пор начался второй, средневикторианский период. Его в 1851 г. ознаменовала первая Международная выставка в Лондоне, а кроме всего - инициативы принца Альберта и некоторых мастеров архитектуры и искусства. Другим проявлением "антивикторианского" течения выступала активность прерафаэлитов.
Развитие позднего этапа викторианской эпохи подпадало под влияние идей У. Пэйтера, английского писателя, написавшего популярную книгу об Итальянском Возрождении. В изобразительном искусстве наблюдалось смешение стилей: барочные стили "короля Якова", Рококо, "Луи XIV", "ренессанса Елизаветы", "стиля Тюдоров", "реставрации Стюартов".
В Германии и Франции, параллельно с "неоготикой" (стиль "трубадур") развивается "неоренессанс", объединивший в себе готику, стиль итальянского и немецкого ренессанса, Барокко и Маньеризма. Ответным ходом Англии было "свободное возрождение ренессанса". Но в понимании "викторианцев" данный новый стиль был эклектичным.
Необъятная массивная мебель, оснащенная мелким декором, получила от современников забавное название "стиль подставок и верхушек". Более отчетливо новый стиль проявился в лондонской архитектуре, известный под названием "готического возрождения" или "Неотюдора". В состав строений этого стиля входили отдельные элементы, свойственные "перпендикулярному стилю" периода "Тюдор-Ренессанса". Основная часть зданий в готическом стиле была возведена в викторианскую эпоху.
Среди множества зданий привлекает к себе внимание величественное сооружение Парламента на реке Темзе. Его украшают Башня Виктории и башня с колоколом "Большой Бен". Произведение принадлежит архитектору Ч. Бэрри (1836-1860 г.).
Внутреннее оформление и мебель "готического типа" разработаны в соответствии с предложением О. Пьюджина. С 1886 по 1894 г.г. через Темзу проложен мост Тауэр, выполненный в "неотюдоровском стиле". Замки средневековья "реставрировались" под началом А. Сэлвина. Готическое возрождение поддерживали: У. Бёрджес, Н. Шоу, Дж. Добсон; мастера декоративного искусства К. Дрессер, О. Джонс; дизайнер мебели Т. Коллкатт, мастер по мебели Б. Тэлберт.
В 1880-х годах возникает термин "стиль Риджент стрит", выражавшийся в дорогой обстановке магазинов на лондонской улице. Объемистые строения того времени характеризовали дух империи, поэтому возникло еще одно название: "стиль Британской империи", или "ампир Британии".
В искусстве викторианской эпохи просматривалась эклектика, поэтому из него не произошло ни одного художественного направления и единого стиля. Поэтому упоминание о "викторианском стиле" не подразумевает ничего конкретного, это название символично.
Интерьер в Викторианском стиле.
|
Каминная плита в средне-викторианском стиле.
|
Интерьер столовой в Викторианском стиле.
|