Оклад
Покрытие переплета книги, иконы, священного писания, выполняющее функцию украшения. Оклад имеет в своем составе золото, серебро, медь, а в дополнение украшается чернением, чеканкой, эмалью, басмой, камнями и их имитацией. Оклад представляет собой весомый вклад в русское декоративно-прикладное искусство.
Оклады такого вида распространены в странах с преобладающей православной религией. С 7-8 в. изготавливаются оклады из слоновой кости, а в 9-10 в. - из различных металлов. Оклады на иконах, популярные прежде всего, в странах, исповедующих православие, вначале обрамляли мелкие резные, и только позднее - большие храмовые иконы.
Один из окладов древнего времени украшает икону "Петр и Павел" (11-12 в.) в Новгородском историческом архитектурном музее. В начале 17 в. распространение получают глухие оклады из цельных металлических сплавов, которые прикрывали образ за исключением лика и рук, а ранние оклады наносились только на фоновую основу иконы.
Оклады могли быть металлическими: золотыми, серебряными, медными, латунными, изготовленными из осветленной жести, украшенные жемчугом и бисером, покрытые эмалью, обложенные драгоценными камнями, разноцветными стеклами, накладными элементами. С обратной стороны оклады были отделаны бархатом красного цвета.
Оклады присутствуют на православных иконах многих стран. Наибольшее распространение окладов со всей роскошью его производства принадлежало русским произведениям, и только в российском искусстве их изготовление стало отдельным направлением декоративно-прикладного искусства. С начала 20 века традиционное производство риз и обкладывание икон устаревает и утрачивает свою популярность.
Убранство иконы в письменных источниках называется иконным "кованием", "кузнью у икон". Название "оклад" образовалось только в 16 веке. В 17 веке распространено такое название, как "риза" (одеяние). Оклад был неотъемлемой частью иконы и не воспринимался в ином значении, как только "окладным образа". Если оклад на иконе заменен ризой с другой иконы, то икона носит название "оклад в подборе".
Риза иконы излучает блеск, символизирующий неземной свет. В иконах, писанных под оклад, тщательно прорисована каждая деталь, включая одежду, фон, надписи. Поэтому икона, с которой снят оклад, выглядит так же, как и вначале ее создания.
Тщательность, с которой изготавливались иконы, свидетельствует о том, ризы, надетые поверх изображенных одежд святых, нужно рассматривать, как символическое выражение образа спасения души, сияющей чистыми одеяниями (серебром) божественной благодатью (золотом). Оснащение окладов самоцветами, жемчугом, эмалью, бисером - символизирует богатство души с ее множеством духовных дарований.
Цель оклада - создание блеска, как символа света нематериального происхождения, в котором находятся святые, а орнаменты, означающие "вечное цветение", воплощают живительную силу Божественного сияния.
Оклад иконы Богоматерь Скоропослушница. Вышивка.
|
Оклад иконы.
|
Чудотворная Коренная Курская икона в окладе.
|