БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Оклад


Казанская Богоматерь в окладе Покрытие переплета книги, иконы, священного писания, выполняющее функцию украшения. Оклад имеет в своем составе золото, серебро, медь, а в дополнение украшается чернением, чеканкой, эмалью, басмой, камнями и их имитацией. Оклад представляет собой весомый вклад в русское декоративно-прикладное искусство.

Оклады такого вида распространены в странах с преобладающей православной религией. С 7-8 в. изготавливаются оклады из слоновой кости, а в 9-10 в. - из различных металлов. Оклады на иконах, популярные прежде всего, в странах, исповедующих православие, вначале обрамляли мелкие резные, и только позднее - большие храмовые иконы.

Один из окладов древнего времени украшает икону "Петр и Павел" (11-12 в.) в Новгородском историческом архитектурном музее. В начале 17 в. распространение получают глухие оклады из цельных металлических сплавов, которые прикрывали образ за исключением лика и рук, а ранние оклады наносились только на фоновую основу иконы.

Оклады могли быть металлическими: золотыми, серебряными, медными, латунными, изготовленными из осветленной жести, украшенные жемчугом и бисером, покрытые эмалью, обложенные драгоценными камнями, разноцветными стеклами, накладными элементами. С обратной стороны оклады были отделаны бархатом красного цвета.

Оклады присутствуют на православных иконах многих стран. Наибольшее распространение окладов со всей роскошью его производства принадлежало русским произведениям, и только в российском искусстве их изготовление стало отдельным направлением декоративно-прикладного искусства. С начала 20 века традиционное производство риз и обкладывание икон устаревает и утрачивает свою популярность.

Серебрянный оклад иконы Убранство иконы в письменных источниках называется иконным "кованием", "кузнью у икон". Название "оклад" образовалось только в 16 веке. В 17 веке распространено такое название, как "риза" (одеяние). Оклад был неотъемлемой частью иконы и не воспринимался в ином значении, как только "окладным образа". Если оклад на иконе заменен ризой с другой иконы, то икона носит название "оклад в подборе".

Риза иконы излучает блеск, символизирующий неземной свет. В иконах, писанных под оклад, тщательно прорисована каждая деталь, включая одежду, фон, надписи. Поэтому икона, с которой снят оклад, выглядит так же, как и вначале ее создания.

Тщательность, с которой изготавливались иконы, свидетельствует о том, ризы, надетые поверх изображенных одежд святых, нужно рассматривать, как символическое выражение образа спасения души, сияющей чистыми одеяниями (серебром) божественной благодатью (золотом). Оснащение окладов самоцветами, жемчугом, эмалью, бисером - символизирует богатство души с ее множеством духовных дарований.

Цель оклада - создание блеска, как символа света нематериального происхождения, в котором находятся святые, а орнаменты, означающие "вечное цветение", воплощают живительную силу Божественного сияния.

Вышитый оклад иконы
Оклад иконы
Богоматерь
Скоропослушница.
Вышивка.

Оклад иконы
Оклад иконы.

Чудотворная Коренная Курская икона в окладе
Чудотворная
Коренная Курская
икона в окладе.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта