Веризм
Слово происходит от итальянского il verismo; vero - означает "истинный". Понятие подразумевает реалистическое направление в итальянской культуре и искусстве в конце XIX столетия.
Веризм в изобразительном искусстве рассматривается, как проявление внимания к жизни низших слоев населения; характеризуется социально-критическими тенденциями, и вместе с тем - пессимистическим мировоззрением. Произведения искусств данного направления отражается в живописи Ф.П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вольпело, скульптуре Вела, Джемито.
Во второй половине XIX века термин "веризм" используется в качестве туманного обозначения реалистического и натуралистического направления итальянского искусства. В литературе веризм приобретает наиболее четкое выражение, а именно - в романе и новелле.
В конце 19 века общество писателей, в том числе, Л. Капуана, Дж. Верга, Д. Чамполи и другие стали авторами опубликованных статей, целью которых было провозглашение необходимости перехода от сентиментализма к социальной летописи, как в случае с романом.
Подобное произведение лишено субъективизма, оно основано на научном исследовании общественных и психологических отношений и посвящено описанию современного итальянского общества.
На практике это проявилось в том, что для новеллы писатели избрали народническую тенденцию. В их творчестве можно встретить описание сицилийской деревни (Чамполи, Верга и Капуана - сицилийские писатели). Сицилия - провинция, в которой работа крестьян была особенно тяжелой. Может быть, поэтому изображение сельской атмосферы у веристов приправлено столь мрачным пессимизмом. Как правило, веристы посвящали свое творчество униженным и угнетенным.
С выражением протеста против угнетения рабочих и крестьян веристы придерживаются филантропической точки зрения, подчеркивая идеологию буржуазии 1870—1880-х, и после того, как страна перенесла потери в гарибальдийских войнах, ведущее положение отдается буржуазии. Экономика способствует капиталистическим накоплениям, но мелкая буржуазия и землевладение склоняется к упадку.
В творчестве Верга описывается трагическая судьба мелкобуржуазных семей, просматривается фатализм, условия, при которых неизбежно истребление данного социального слоя. Теоретическая суть веризма, происхождение которой не могло избежать воздействия позитивистской философии, повторяет принципы Эмиля Золя, а в его первых романах "Тереза Ракен" и "Мадлен Фера" присутствует фатализм.
Изобразить положение внутри страны объективно веристы не сумели.
В романах Верга, Чамполи, Капуана чувствуется безжалостная ирония; стиль повествования местами превращается в полудекламационный очерк. Это заметно в "La Vita dei Campi" Верга, "Le treccie" Чамполи и других новеллах.
Но психологизм - именно та сфера, в которой веристы значительно эффективнее проявили себя как новаторы, чем в области "социальной летописи". Для сюжета характерно второстепенное значение, а также он может быть заменен описанием действий героя, чтобы выразить состояние его души.
В произведениях Верга, Капуана и других имеет место хроника - щепетильное, детальное, но все же, субъективное.
Описания предлагаются в рваном виде, словно импрессионистические мазки, сквозь субъективное отношение героев (например, Jeli il pastore Верга); прямой речи отведено намного больше места, чем у Мандзони, Гверрацци и других авторов, пишущих в данном направлении.
Язык крестьян веристы знают идеально. Не вникая в особенности диалекта Верга, Чамполи, Капуана, они профессионально воспроизводят сицилийское наречие.
Значительная роль в произведениях Верга отведена юмору. Но юмор веристов граничит с сатирой (например, новелла La guerra dei santi, или Cose il Re). Под влиянием д'Аннунцио и его сторонников, с доминированием идеалистического и психологического романа (Серао, Фогаццаро) народническое течение было оттеснено на задний план литературного творчества. Из писателей XX века, находившихся под влиянием веризма, особенно отличились Федериго де Роберто ("Vicere", "LIllusione"), Грациа Деледда.
Понятие "веризм" в более широком значении употребляется в поэзии, если сравнивать его с использованием в прозе. К категории веристов относят Стеккетти и Бойто, да и всю школу Кардуччи, кто называет себя "веристами".
Некоторые поэты-"регионалисты" достойны называться веристами в большей мере, чем Бойто и прочие.
Паскарелла позволяет оценить картины из жизни переселенцев, оформленные в виде сонетов.
Поэзия Ады Негри, переполненная социальным протестом, существенно подверглась влиянию школы Кардуччи и идей веризма. Отражение веризма в музыке предстает в виде оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.
Четвертая власть. Дж. Пеллицца да Вольпело.
|
Пастушка со стадом. Ф.П. Микетти.
|