БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Законы композиции

Законы композицииВажнейшие законы композиции – это законы цельности, соподчинения и равновесия. Цельной называют такую композицию, в которой все элементы связаны и соподчинены между собой. Под соподчинением понимается соответствие всех средств одному замыслу. Равновесная композиция характеризуется гармоничным, равновесным сочетанием элементов.

Цельность

Соблюдение закона цельности обеспечивает восприятие произведения как единого целого, в котором ни один из элементов не выглядит чужеродным. При этом композиция и является той системой, в которой благодаря наличию внутренних связей объединяются в неделимое целое все элементы форм и содержаний. В композиции гармонично упорядоченными становятся все её элементы. Одновременно должна соблюдаться и целостность формы, и целостность между её элементами.

Целостная композиция характеризуется органичным объединением главных и вспомогательных её компонентов. В качестве сравнения можно привести такую песню, где голос певца и мелодия, извлекаемая одновременно из нескольких инструментов, звучат как единое целое. Главным элементом композиции здесь будет выступать голос, т.к. благодаря ему выражается сама суть песни. Инструментальная музыка же задаёт настроение, поддерживает ритм, а порой и высказывает этническую принадлежность. И однако же композиция разрушится, если даже один из инструментов будет задавать не ту громкость, тональность или ритм.

Можно представить себе, как весь оркестр играет одну мелодию, но при этом какой-либо из музыкантов вдруг решает исполнить другую. Печальные слова, наложенные на беззаботную мелодию, не станут призывом всерьёз задуматься над смыслом песни. Приведённые примеры наглядно показывают важность объединения элементов в единое целое. А именно это и подразумевается под композиционной «целостностью». Итак, признаками целостной композиции являются:

1. Связь всех её элементов и их взаимная согласованность.

Чтобы достигнуть этого эффекта, необходимо при составлении композиции следить за тем, насколько органично её компоненты смотрятся вместе, и нет ли ощущения их оторванности друг от друга.

2. Неделимость композиции, т.е. невозможность смотреть на неё как на совокупность отдельных элементов.

В основе неделимости лежит конструктивная идея.

Равновесие

Закон единства композицииКомпозиция называется равновесной, если все её компоненты находятся в балансе между собой. Зрительно уравновешенность элементов воспринимается как устойчивость. Пятна цвета и объёмы должны распределяться вокруг центра так, чтобы создавалось ясное впечатление устойчивости.

Равновесие бывает статическим и динамическим. О статическом равновесии говорят, если части композиции сбалансированы между собой таким образом, что вызывают ощущение зыбкой неподвижности. Композиция из элементов в состоянии динамического равновесия, напротив, производит впечатление движения.

Соподчинение

Соподчинение – это установление иерархических отношений между композиционным центром – доминантой – и остальными элементами. При этом последние должны не только играть второстепенную роль по сравнению с доминантой, но и усиливать её.

Выделяются доминанты первого и второго порядка (акценты). Если в композиции присутствуют элементы двух уровней - доминанта и элементы второго плана, либо домината и акцент, - то такая иерархия называется двухуровневой. Соответственно, в трёхуровневой иерархии будут присутствовать, к примеру, доминанта, акцент и элементы второго плана.

Закон целостности в картине Черный квадратДля придания одному из элементов композиции статуса доминанты используются следующие приёмы:

    1. Придание другого размера в сравнении с остальными компонентами.

    2. Обособление на плоскости - организация вокруг элемента незанятого пространства, в то время как все другие сближаются.

    3. Направление в сторону элемента силовых линий, идущих от второстепенных компонент.

    4. Придание особенной формы.

    5. Придание особенной фактуры.

    6. Выделение контрастным цветом – ярким оттенком среди нейтральных, тёплым цветом среди холодных, тёмным среди светлых, хроматическим среди ахроматических, и тому подобное.

    7. Выполнение более тщательной проработки главного элемента по сравнению со второстепенными.

    8. Работа с освещённостью элемента.

Законы композиции включают многочисленные правила относительно сюжетно-композиционного центра, восприятия объектов изображения, расположения основного на заднем плане, портретного изображения головы или фигуры, а также параллельности, ритма, симметрии и асимметрии. К композиционным приёмам относятся приёмы диагональных направлений, пространства, вертикали и горизонтали, передачи впечатления монументальности, и т.д.

Японский сад
Японский сад.
Создан по законам
композиции.

Рисунок ученика художественной школы
Рисунок ученика Детской
Художественной школы г. Назарова.

Учебник по основам композиции
Учебник
"Основы композиции".




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта