Ваза
Емкость изящной формы, украшенная живописью или лепниной и изготовленная из глины, камня, металла, стекла, фарфора и прочих материалов. С точки зрения истории, искусства, археологии, среди сосудов этого вида особого внимания заслуживает античная расписная ваза, изготовленная, как правило, из обожженной глины. Такие предметы искусства были найдены преимущественно в древних захоронениях и в тех местах, где процветала или где успела проявить себя эллинская культура.
Независимо от красоты исполнения, которая подтверждает изысканный вкус древних греков, даже в таких своеобразных произведениях искусства эти вазы интересно рассмотреть с той позиции, что они дают нам настоящее представление об изобразительном искусстве древности.
Мы изучаем черты, характеризующие древнюю живопись и указывающие направление ее развития, из настоящих шедевров которой почти ничего не осталось до нашего времени; во-вторых, роспись сосудов, включающая разнообразие сюжетов, выполняет роль иллюстрации, комментирующей эллинскую древность в целом. Это и мифологические сцены с участием божеств Олимпа, выступающих главными действующими лицами, и сцены из сказаний о героях древности.
Также изображением могли служить и ритуальные действия, и гимнастические соревнования, и эпизоды из общественной и личной жизни. Все подобные сюжеты, запечатленные на вазах, воспроизводят перед нами реальность древнего мира - его верований и быта, уклада жизни давно исчезнувшего племени высокой культуры, и способствуют пониманию многого из того, что оставалось бы для человека непознанным, если бы он видел перед собой только древние рукописи.
В связи с этим, в каждой образованной стране ученые заинтересованы в исследовании ваз древнегреческого мира, и во многих современных музеях европейских стран коллекции этих памятных старинных предметов пополняются.
Особо много их в Париже - в музее Лувра, в Лондоне о них свидетельствует Британский музей, в Афинах - Варвакейон, в Санкт-Петербурге - Императорский Эрмитаж. Известны также Мюнхенская пинакотека, Берлинский и Неаполитанский музеи.
Вазы, изготовленные из глины и украшенные росписью, больше всего встречаются в гробницах, где вряд ли сохранились останки ушедших из жизни. Обычно вазы располагали возле умершего или прикрепляли на стене склепа для захоронения.
Большинство ваз является домашней утварью: одни использовались для хранения продовольственных запасов, другие - для приготовления коктейлей, третьи - для черпания воды, четвертые служили емкостями для питья, пятые - для туалетных принадлежностей и благовоний, и так далее.
Были обнаружены также вазы, не отличавшиеся какими-либо выраженными чертами относительно их предназначения - они выполняли декоративную функцию, а также вазы, которые изготовляли для жертвоприношения богам или служили награждением для победителей спортивных соревнований (примером тому являются панафинские вазы).
Их располагали в гробнице с двоякой целью: с одной стороны, родственники покойного старались, как можно лучше украсить его последнее местопребывание, а с другой – желали оставить рядом с ним те предметы, которые он ценил во время земной жизни - как видно, из тех соображений, что эти вещи могли бы послужить ему и в загробном мире.
Расписные вазы, обратившие на себя внимание исследователей, были обнаружены в Тоскане, и поэтому их причислили к произведениям Этрурии. Но сегодня их не называют этрусскими, и каждый, кто имеет хотя бы немного познания в археологии, не сомневается, что наибольшая часть данных предметов искусства родом из Греции. И только некоторые, имеющие выразительные отличия среди множества других - по форме (канопы), цвету (черная глина), виду росписи и другим особенностям являются этрусскими произведениями искусства.
Вазы производили почти во всех городах Греции и ее колониях, но основным центром производства являлась Аттика, а более всего - Афины и Коринф. С этих мест вазы, посредством торговли, доставлялись в другие части света, путешествуя по берегам Черного и Средиземного морей, распространяясь внутри континента.
Нужно заметить, что греческие мастера, предусматривая реализацию своей продукции у варваров, умели воспроизвести их стиль, как тому свидетельствуют находки, обнаруженные в различных уголках земли, отдаленных от Греции, к примеру, в южной части современной России.
Понятное дело, во множестве тех мест, куда доставлялись вазы, процветала их туземная подделка с уклоном на греческие образцы, но которой, все же, было далеко до подобного совершенства.
Технические приемы изготовления расписных ваз в различных местах были схожими. Способ производства состоял в следующем: гончар приготовлял хорошо просеянную и размятую глину, затем формировал своими руками еще неприглядную емкость, обтачивал ее, выполнял отделку на гончарном станке; ручки и шейка вазы формировались отдельно, а потом прикреплялись к сосудам. В древности глина использовалась в своем натуральном виде, безо всяких примесей, красителей, а если в нее и добавлялись какие-либо краски, то обязательно для придания изделию легкого оттенка, приятного для глаз.
После того, как форма сосуда была определена, он просушивался под лучами солнца или же проходил обработку обжигом в печи, таким образом, чтобы глина сохранила свойственную ей мягкость. Высушенная или обожженная таким методом ваза отправлялась в руки живописца, или же ее расписывал гончар-изготовитель.
Мастер рисовал на еще не затвердевшей поверхности заостренным или притупленным инструментом - изображал желаемый сюжет, создавая лишь основополагающие его контуры. Прием самой живописи был разнообразным, в зависимости от того, украшался ли сосуд орнаментом из черных фигур на красном фоне, или наоборот, красными фигурами на черной основе.
В первом случае художник наносил лак черного цвета на фигуру, очерченную контурами, остальная же поверхность изделия оставалась нетронутой. Затем он процарапывал на засохшем слое лака необходимые детали - мускулатуру, очертания лица, фасон одежды, и прочее, таким образом, чтобы в этих штрихах просматривалась натуральная окраска.
Во втором случае художник начинал с прорисовывания начерченных контуров тонкой кисточкой черным лаком.
Затем толстой кистью окружал их с внешней стороны широкой каймой лаком того же цвета, этим же лаком прокладывал фон рисунка. В завершение обозначал тонкими чертами мелкие детали, используя при этом снова миниатюрную кисть. Когда оформление было завершено, ваза помещалась в печь для отвердевания, где она постепенно становилась пригодной к употреблению.
Черный лак, который использовали для росписи, отличался выраженным блеском и несказанной прочностью. Невозможно определить его состав, но его основой является окись железа. Следует, однако, заметить, что в данном виде живописи употреблялся не только черный цвет. С целью придания большей выразительности темным фигурам мастер применял белую и лиловато-красную краски, а также ретушировал ими кое-какие детали.
Греческая ваза.
|
Аттическая ваза.
|
Древнегреческие вазы.
|