Великоустюжское чернение по серебру
Определение происходит от названия города Великий Устюг. Подразумевается русский народный промысел, образовавшийся в XVII столетии в этом городе. Изготовление шкатулок, табакерок, коробок, портсигаров, флаконов, подставок для стаканов - все это сопровождалось чернением поверхности изделий.
Примеры великоустюжского чернения: 18 век - сложный орнамент и необычные сюжетные рисунки мастеров М.М. Климшина, А.И. Мошнина и других; 19 век - более сдержанные, почти графические изображения городов и карт местности мастеров Жилиных и других авторов; распространение получили растительные узоры, основанные на контрастах темных и светлых тонов на поверхности брошей, запонок, различных украшений (авторство принадлежит М.И. Кошкову).
К началу XX столетия промысел пришел в упадок. 1929 г. - возрождение мастерской под началом М.П. Чиркова. 1933 г. - работа артели. 1960 г. - производство черненого серебра фабрикой "Северная чернь" под руководством мастера Е.П. Шильниковского; особенность изготовления в том, что на изделия наносится тщательно выполненный черновой рисунок, равномерно распределяемый по поверхности.
Многовековая история художественной обработки металла в России признает ведущее место за искусством чернения по серебру.
Еще со времен Киевской Руси черненое серебро становится жемчужиной ювелирного российского мастерства. Технология чернения заключается в том, что черный сплав, в составе которого присутствуют традиционные компоненты на основе черного серебра, внедряют в слои базового металла, то есть, серебра, чтобы получить украшение изделия методом сочетания контрастов. Впервые упоминание о великоустюжском чернении было сделано в 1683 году.
В XVIII столетии великоустюжское искусство чернения достигает своего апогея. Мастера города разрабатывают целый перечень художественных и технических приемов, благодаря которым их работы высоко ценятся и отличаются своеобразной уникальностью.
Талантливые мастера, работающие в "Северной черни", завоевывают массовое признание и способствуют продвижению фабрики на рынке черневого искусства, где она занимает одно из лидирующих мест среди многих центров ювелирного производства. В соответствии с архивными данными, в 1744 году Москву посетил великоустюжский мастер Михаил Климшин с целью обучения мастерству столичных жителей, выходцев из купечества.
Изделия мастеров 18 века - шкатулки, коробочки, табакерки, потиры, оклады для икон и книг Священного Писания - характеризуются разнообразием и изяществом форм. Матовый фон серебра гармонирует с золотом и насыщенным теплым оттенком чернового рисунка.
Изображения созданы в силуэтной форме и лишены подробных деталей, их гравировка отличается сочностью и мягкостью. С открытием фабрики братьев Поповых в 1762 году, которая функционировала в течении 15 лет, развитие чернового искусства поднялось на новый уровень. Великоустюжское влияние отразилось на развитии всех ювелирных центров в северной части России - Вологды, Вятки, Архангельска.
В течении XIX столетия, под влиянием исторических и экономических условий, производство черневого мастерства снижается и идет на убыль. В XX столетии наблюдается возрождение черневого производства, которое не обходится без усилий потомственного мастера М.П. Чиркова.
Во главе с Чирковым юные мастера обучаются художественным приемам и технике черневого искусства. В 1933 году происходит объединение мастеров в артель под названием "Северная чернь", вследствие чего выпуск ювелирных изделий налаживается. С вовлечением в дело мастера Е.П. Шильниковского, выпускника петербургской академии искусств, качество художественного оформления изделий возросло. В итоге черневое серебро Великого Устюга вновь заняло позицию мирового уровня.
С 1937 года на выставке искусств в Париже за посудный сервиз с изображениями персонажей из сказок Пушкина "Северная чернь" получила Большую Золотую Медаль. Ее изделия завоевали массовое признание в Лондоне, Нью-Йорке, Праге и многих других городах свыше двадцати стран мира, получая отовсюду похвальные отзывы.
Продукция "Северной черни" многократно удостаивалась призовых наград на конкурсах и выставках России и за ее пределами. Работы великоустюжских мастеров предоставлены на всеобщее обозрение в музеях Великого Устюга, Архангельска, Вологды, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Москвы. В 1960 г., с расширением производства, артель переформировалась в фабрику, которая в 1973 г. получила статус завода.
Чаша. Северная чернь.
|
Подарочный набор из серебра. Северная чернь.
|
Блюдо. Великоусюжское чернение.
|