БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Великоустюжское чернение по серебру


Кофейный сервиз Определение происходит от названия города Великий Устюг. Подразумевается русский народный промысел, образовавшийся в XVII столетии в этом городе. Изготовление шкатулок, табакерок, коробок, портсигаров, флаконов, подставок для стаканов - все это сопровождалось чернением поверхности изделий.

Примеры великоустюжского чернения: 18 век - сложный орнамент и необычные сюжетные рисунки мастеров М.М. Климшина, А.И. Мошнина и других; 19 век - более сдержанные, почти графические изображения городов и карт местности мастеров Жилиных и других авторов; распространение получили растительные узоры, основанные на контрастах темных и светлых тонов на поверхности брошей, запонок, различных украшений (авторство принадлежит М.И. Кошкову).

К началу XX столетия промысел пришел в упадок. 1929 г. - возрождение мастерской под началом М.П. Чиркова. 1933 г. - работа артели. 1960 г. - производство черненого серебра фабрикой "Северная чернь" под руководством мастера Е.П. Шильниковского; особенность изготовления в том, что на изделия наносится тщательно выполненный черновой рисунок, равномерно распределяемый по поверхности.

Многовековая история художественной обработки металла в России признает ведущее место за искусством чернения по серебру.

Еще со времен Киевской Руси черненое серебро становится жемчужиной ювелирного российского мастерства. Технология чернения заключается в том, что черный сплав, в составе которого присутствуют традиционные компоненты на основе черного серебра, внедряют в слои базового металла, то есть, серебра, чтобы получить украшение изделия методом сочетания контрастов. Впервые упоминание о великоустюжском чернении было сделано в 1683 году.

Ложка (великоустюжское чернение)В XVIII столетии великоустюжское искусство чернения достигает своего апогея. Мастера города разрабатывают целый перечень художественных и технических приемов, благодаря которым их работы высоко ценятся и отличаются своеобразной уникальностью.

Талантливые мастера, работающие в "Северной черни", завоевывают массовое признание и способствуют продвижению фабрики на рынке черневого искусства, где она занимает одно из лидирующих мест среди многих центров ювелирного производства. В соответствии с архивными данными, в 1744 году Москву посетил великоустюжский мастер Михаил Климшин с целью обучения мастерству столичных жителей, выходцев из купечества.

Изделия мастеров 18 века - шкатулки, коробочки, табакерки, потиры, оклады для икон и книг Священного Писания - характеризуются разнообразием и изяществом форм. Матовый фон серебра гармонирует с золотом и насыщенным теплым оттенком чернового рисунка.

Изображения созданы в силуэтной форме и лишены подробных деталей, их гравировка отличается сочностью и мягкостью. С открытием фабрики братьев Поповых в 1762 году, которая функционировала в течении 15 лет, развитие чернового искусства поднялось на новый уровень. Великоустюжское влияние отразилось на развитии всех ювелирных центров в северной части России - Вологды, Вятки, Архангельска.

Наперсток (северная чернь)В течении XIX столетия, под влиянием исторических и экономических условий, производство черневого мастерства снижается и идет на убыль. В XX столетии наблюдается возрождение черневого производства, которое не обходится без усилий потомственного мастера М.П. Чиркова.

Во главе с Чирковым юные мастера обучаются художественным приемам и технике черневого искусства. В 1933 году происходит объединение мастеров в артель под названием "Северная чернь", вследствие чего выпуск ювелирных изделий налаживается. С вовлечением в дело мастера Е.П. Шильниковского, выпускника петербургской академии искусств, качество художественного оформления изделий возросло. В итоге черневое серебро Великого Устюга вновь заняло позицию мирового уровня.

С 1937 года на выставке искусств в Париже за посудный сервиз с изображениями персонажей из сказок Пушкина "Северная чернь" получила Большую Золотую Медаль. Ее изделия завоевали массовое признание в Лондоне, Нью-Йорке, Праге и многих других городах свыше двадцати стран мира, получая отовсюду похвальные отзывы.

Продукция "Северной черни" многократно удостаивалась призовых наград на конкурсах и выставках России и за ее пределами. Работы великоустюжских мастеров предоставлены на всеобщее обозрение в музеях Великого Устюга, Архангельска, Вологды, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Москвы. В 1960 г., с расширением производства, артель переформировалась в фабрику, которая в 1973 г. получила статус завода.


Чаша (северная чернь)
Чаша.
Северная чернь.

Подарочный набор из серебра
Подарочный набор
из серебра.
Северная чернь.

Блюдо (великоустюжское чернение)
Блюдо.
Великоусюжское
чернение.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта