Кентавры
От греческого слова kentauros. Существа в греческой мифологии, наполовину люди, а наполовину кони, обитающие в горах и лесных чащах. Их отцом является Иксион, сын бога войны Ареса, и тучи, которая приняла вид богини Геры по воле "главнокомандующего" из богов - Зевса, на которую соблазнился Иксикон.
Место их проживания - Фессалия, где они вели раскрепощенный образ жизни: ели мясо, пили спиртные напитки, отличались буйным нравом. Кентавры не утомлялись в сражениях, которые они вели против своих соседей, чтобы украсть их жен для своего племени. Сраженные Гераклом, они впоследствии рассеялись по всей планете. Кентавры не живут вечно. Бессмертием обладает только Хирон, сын Кроноса и Филиры, которые бракосочетались тайно от жены Кроноса, Реи.
Кронос был застигнут Реей во время интимной близости с Филирой, поэтому он наспех принял образ коня, чтобы оставаться не узнанным. В результате Хирон, сын Кроноса и Филиры, имел человеческую голову и руки, а остальные части его туловища были телом коня.
Хирон родился очень мудрым, в чем сыграло роль его необычное зачатие. Он отличался от других кентавров талантами к музыке, познаниями в медицине, имел опыт охоты и военной стратегии, а также был известен своей безграничной добротой. Он состоял в тесном общении с Аполлоном и стал воспитателем великих греческих героев - Ахилла, Геракла, Тесея и Ясона и других. Хирон обучал их музыке, собаководству, военному делу, медицинским умениям (хирургии, в том числе).
Хирон имел качества архаического миксантропического божества, и вел родословную не по Кроносу, а по Филире, своей матери с ее вегетативным происхождением и носил имя Флирида. Хирон может быть причислен к тем архаическим божествам, которые состоят в союзе с героическими личностями, но вынужден был погибнуть из-за героев. Впечатляет образ Хирона в песне "Ада" (17 век), которую называют песней кентавра. По этому поводу издает свои наблюдения Момильяно (1945).
При отправке аргонавтов Хирон с супругой держат маленького Ахилла. Хирон учил Пелея, как управлять изменчивой Фетидой. Он вручил Пелею подарок - копье из пелионского ясеня. Когда Хирона изгнали с Пелиона, он обосновался возле мыса Малеи, где был случайно ранен ядовитой стрелой Геракла, убивавшего кентавров. Хирон -бессмертен, но готов обменять жизнь на смерть ради освобождения Прометея Зевсом. Зевс превратил Хирона в созвездие кентавра и поместил на небе.
Кентавры находились в горах Фессалии до времени, пока Геракл не рассеял их по Элладе. Многие из них были убиты Гераклом. Спасшиеся кентавры подверглись уловке сирен - их пение завораживало так, что они забывали обо всем, и даже о еде. Когда кентавры перестали есть, они умерли от голода. В соответствии с одной историей, Посейдон спрятал их в горе Элевсине.
Кентавр - загадочная, и вместе с тем, гармоничная сущность мифологии. В Овидиевых "Метаморфозах" его называют "двуформным", только невозможно забыть о его гетерогенной природе и считать, что в мире форм Платона существует архетип кентавра. Открытие архетипа кентавра заняло несколько веков. Первобытные и архаические изображения представляют нам обнаженного человека, тело которого ниже пояса переходит в тело коня. Храм Зевса в Олимпии демонстрирует нам конские ноги кентавра, а вместо конской шеи - верхняя часть туловища человека.
Греки эпохи Гомера не ездили на лошадях верхом, поэтому первого путника, сидящего верхом, которого они завидели на своей территории, они приняли за нечто слитное с телом коня. Доказательством служат доводы того, что солдаты Писарро и Эрнана Кортеса казались индейцам кентаврами. Прескотт приводит пример текста, где всадник падает с лошади на глазах у индейцев, и они поражены увиденным: кентавр разделяется на две части! Этот случай объяснил им "чудо", иначе они перебили бы всех всадников.
Греки, в отличие от индейцев, были хорошо знакомы с лошадью; вероятнее всего, что кентавр - вымышленный образ, и невежество здесь не причем. Популярная легенда о кентаврах повествует о их битве с лапифами, которые пригласили их на свадьбу.
Вино было неизведанным дивом для кентавров, и когда они захмелели, один из кентавров нанес оскорбление невесте, а затем стал опрокидывать столы и устроил "погром", на который способны лишь кентавры. Случившееся было изображено в Парфеноне Фидием или его учеником, а Овидий воспел это в книге "Метаморфоз". Кентавры были побеждены лапифами и сбежали из Фессалии.
Кентавр Несс был виновен в гибели Геракла. Он пытался выкрасть его жену, Деяниру, но был убит ядовитой стрелой (яд Лернейской гидры). Находясь при смерти, Несс мстит Гераклу: он просит Деяниру собрать его кровь, объясняя это тем, что его кровь сохранит любовь Геракла. Когда одежды Геракла были пропитаны ядовитой кровью Несса, Геракл мучительно умер.
Плиний уверяет, что видел гипокентавра: он был законсервирован в меду и в таком виде прислан из Египта для императора. Плутарх в своем произведении ("Ужин семи мудрецов") рассказывает, как пастух Периандра носил в сумке новорожденного жеребенка, у которого верхняя часть туловища была человеческая, а нижняя - лошадиная.
Этот "ребенок" плакал, как человек, поэтому все решили, что это дурное предзнаменование. Фалес, рассматривая новорожденного, со смехом сказал Периандру, что не одобряет поведение его пастухов. В пятой книге Лукреция говорится, что кентавры - вымышленные персонажи, и что в три года кентавр был бы намного более зрелым, чем человек в его возрасте. Кентавр в таком возрасте достиг бы зрелости коня, но лепетал бы как младенец.
Такой конь жил бы на пятьдесят лет меньше, чем человек.
Минерва и Кентавр. С. Боттичелли.
|
Кентавр Хирон и Ахилл. П. Батони. 1770 г.
|
Похищение Деяниры. Гвидо Рени.
|