БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Камея Гонзага


Камея Гонзага Парное изображение правителя Египта Птолемея и его жены Арсинои: камея Мальмезон.

Известная камея из сардоникса трех слоев, один из лучших образцов древней глиптики. По общепринятому мнению, камея заслуживает наивысшую оценку из всех камей Эрмитажа. На ней изображены фараоны Египта, супруги Птолемей и Арсиноя. Автор камеи (3 век) из Александрии (Египет) - неизвестен.

Впервые о камее Гонзага было упомянуто в 1542 году в каталоге коллекций Изабеллы д'Эсте, которая состояла в браке с Людвиком Гонзагом, правителем Мантуи (город Италии). В ее описании значилось следующее: камея большого размера, в золотой оправе, рельефный парный портрет Цезаря и Ливии, окаймленный гирляндой из золота, украшенный листьями смальты зеленого цвета, внизу изображения - жемчуг, с обратной стороны - чернение, а также табличка с именем покойной Герцогини.

Другое описание камеи известно, благодаря великому художнику Питеру Пауэлу Рубенсу. Великий живописец работал в Италии 1600—1608, где увидел драгоценную камею. Как он выразился, на то время перед ним находилась камея, прекраснейшая во всей Европе.

Идентификация моделей

В настоящее время считается, что камея изображает портрет супругов-фараонов Египта, которые одновременно являются братом и сестрой. В связи с тем, что на камее отсутствуют какие-либо надписи и индивидуальные знаки, установить личности изображенных было непросто.

В эпоху Возрождения считалось, что камея изображает Октавиана Августа и Ливию, его супругу. Существовало также мнение, что это Александр Македонский со своей матерью, Олимпиадой, а также выдвигались версии о других возможных парах царственного происхождения: Германик и Агриппина Старшая, Птолемей и Арсиноя.

Камея с изображением Александра МакедонскогоЗатем версии не оправдались, и их место заняли другие: римляне Адриан и Вибия, Нерон со своей матерью Агриппиной Младшей, Нерон с бабушкой Антонией Младшей, также одно время считалось, что это Друз Младший и Ливилла. Из правителей эллинистичекой эпохи чаще всего называли такие имена: Птолемей и Эвридика I, Птолемей III и Береника II, Птолемей X Александр и Клеопатра III, Александр I Валас и Клеопатра Тея, а также Митридат Евпатор.

Эксперты вели постоянные диспуты, исследуя дату и место происхождения камеи. Относительно временного интервала расхождения во мнениях охватывали диапазон в три столетия, но и до настоящего времени дебаты не стихают. Как считают авторитетные исследователи, это работа Александрийского происхождения, где и образовалось искусство изготовления камей.

Теория подтверждается иконографическими исследованиями и выявленной связью с традициями Египта. Было учтено и предпочтение мифологических сюжетов, как было принято во дворе Птоломеев, и сходство с Александрийскими рельефами. Стиль резьбы, ее отличительные свойства от римских традиций склонили мнения многих исследователей к тому, чтобы датировать изделие первым эллинистическим периодом, временем появления двойных профильных портретов. Тип изображения причисляется к capita jugata, для которого характерно появление первого профиля за вторым.

Исходя из того, что стиль и техника исполнения являются доказательством изготовления камеи в Александрии, а ее характерные черты свидетельствуют о принадлежности к искусству эллинистического периода, то многие исследователей не допускают, чтобы на ней были изображены правители Рима или Сирии. До настоящего времени наиболее правдоподобными считаются следующие версии: Александр Македонский с матерью или Птолемей II с женой. Вокруг каждой теории сгруппировались свои сторонники и противники, готовые указать на сходство с идентифицированными портретами.

Исследователи убеждены, что кроме матери с Александром не могла быть поставлена другая женщина, которая была бы его достойна. К тому же, в их чертах угадывается сходство, поэтому предполагается, что Птоломей и Арсиноя - наиболее правдоподобная пара изображений.

Государственный Эрмитаж - место хранения камеи ГонзагаВ течении своих долгих лет камея хранилась у различных владельцев. Некоторое время камея находилась в коллекции шведской королевы Христины, на которой значилась отметка, что это картина, изображающая двоих римлян в красном обрамлении. После кончины королевы камея переходит в собственность кардинала Д. Аццолино.

В 1798 году она хранится в Ватикане, в библиотеке папы Пия VI. Она так и осталась бы в "Вечном городе", если бы не вмешалась история. В 1798 году был убит генерал Дюфо, после чего началась осада города. Французский генерал Бертье издал указ о конфискации предметов искусства, в котором говорилось, что из Рима будут вывезены статуи, картины, и другие ценности, которые сочтут достойными для Франции члены специальной комиссии.

Гладкая, отполированная поверхность прекрасно идентифицируется с блеском доспехов Птоломея. Прозрачный слой камня, слегка светящийся голубизной, ложится утонченной нежностью на лицо Арсинои. Между тем, волосы и листья венка выполнены в более тонком рельефе - матово-белого цвета, оттеняющие бледнолицую царицу. Видна также приглушенного оттенка желтовато-розовая ленточка ожерелья на шеях супругов. У Птоломея ожерелье дополнено необычным завитком коричневого цвета: это последствие реставрации, метод сохранить в секрете то, что однажды камея была разбита пополам.

Камню свойственная редкостная красота, величественная манера исполнения, героический имидж царственной четы - все это поднимает "Камею Гонзага" на уровень знаменитых памятников античности. Камея служила источником вдохновения для художников и поэтов, привлекала интерес антикваров, от разных ценителей красоты она получает множество похвал. У некоторых Камея Гонзага соотносится с шедевром, до которого "не дотянуться" современному искусству.

Камея с изображением Птолемея II
Камея с изображением
Птолемея II.

Арсиноя и Птоломей (египетская стелла)
Арсиноя
и Птоломей.
Египетская
стелла.

Птолемей II и Арсиноя II
Птолемей II и Арсиноя II
на золотой октадрахме.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта