Выразительные средства скульптуры
Выразительность скульптуры достигается при помощи специфической архитектоники, методом построения планов, вычисления масс и объемов, ритмических составляющих. Суть художественного изображения в скульптуре передается только с помощью объемов и форм трехмерного пространства.
Основные эстетические средства скульптуры: объем, силуэт, пропорции, соотношение массы; построение объема, пластическая разработка, расположение фигуры в пространстве, воспроизведение ее позы, жестов, движения, работа над силуэтом; фактура материала, вид материала, цветовое оформление.
Главное средство выражения скульптуры - объем. Ее созерцают со всех сторон, это может быть круговой осмотр или осмотр с разных положений и углов зрения. Главный объект изображения - человек. Скульптура ориентирована на все прекрасное, высокое, благородное, что есть в человеке. Скульптура в состоянии абсолютно натурально выразить фигуру, лицо, глубокие переживания, характер человека, его настроение, мечту, надежду, намерение. Скульптура чаще всего тяготеет образу с известным историческим или философским смыслом, что справедливо заметить о трудах Микеланджело, Мухиной, Коненкова.
Согласно идее и ожидаемому результату мастер выбирает материал. Не случайно одна скульптура исполнена в мраморе, другая - в дереве, а третья - в бронзе. В бронзе имеется потенциал точной детализации, дерево может быть пластичным, мрамор - теплым, а для камня свойственно обобщение образов. Но работа с материалом начинается не сразу. Скульптор проектирует идею на бумаге, делает заготовку в глине, пластилине или гипсе. Затем, после тщательного анализа работа появляется в жестком материале, относительно которого был изначальный замысел скульптора.
Другие средства выразительности скульптуры - свет и тень. Совокупность плоскостей и поверхностей изготовленной скульптуры, излучая свет и отбрасывая тень, создают игру форм в пространстве, имеющую эстетическое значение для зрителей. Бронза - материал, дающий контрастное разделение света и тени. Мрамор, поглощая солнечные лучи, способен отразить тонкую игру света и тени. Данная особенность мрамора учитывалась древними художниками: мрамор, нежно-розового оттенка Статуи Венеры Милосской натурально отражает здоровый блеск и упругость тела богини.
Рабочий и колхозница. В. Мухина.
|
Венера Милосская.
|
Моисей. Микеланджело.
|