Впечатление
По-английски "впечатление" - impression, по-немецки - eindruck.
1) След, отражение, образ, оставшийся в памяти человека от восприятия окружающих людей, событий или предметов.
Пример: Детские впечатления; впечатления путешественника; поиск впечатлений; впечатления очевидцев; неизгладимое впечатление.
"Впечатление", как и латинское impressio, или немецкое Eindruck, имеет отношение к наивным представлениям первобытного образа мышления, оставшимся в античной философии: представление о том, что предметы воздействуют на психологическое состояние человека, как печать на разогретый воск, продавливая, "впечатывая" изображение, которое способно сохраняться в памяти человека определенное время и вызывать сопутствующие внутренние реакции .
В таком представлении правдивость познания мира чувственным путем не составляла проблем: истинность обеспечивалась самим изображением предметов, которое и оставалось в человеке, познающем их. Но подобные представления были отвергнуты научной психологией, поэтому термин "впечатление" не применяется для обозначения какого-либо понятия.
Каким образом это понимать? Окружающая среда воздействует на нервную чувствительность, которая подает сигнал мозгу, провоцируя тем самым молекулярные движения в нем. Если данный процесс имеет достаточную силу, в сознании всплывают соответствующие представления, ощущения, на основе которых происходит дальнейший процесс познания.
При этом, то, что имелось в виду под "впечатлением", разделяется на два факта: нервное раздражение (объективно-физиологический) и ощущение с восприятием (субъективно-психологический). Разнородность данных понятий и неспособность их взаимозамены маскируется под метафорой "впечатление", но является трудной для понимания гносеологической задачей, решение которой до сего дня отсутствует.
В психологии ощущений впечатление подразумевает результат воздействия сложного явления или их совокупности (события, лица, пейзажи); способность к быстрой обработке и усвоению таких воздействий называют впечатлительностью.
2) Влияние, воздействие.
В качестве примера: "находиться под впечатлением", "произвести впечатление", "произведение Байрона произвело сильнейшее впечатление на многих читателей".
3) Формулировка оценки подобного воздействия.
Например: "составить впечатление после прочтения, изучения, ознакомления, и т.д.".
Впечатление. В. Распопов. 1998 г.
|
Впечатление. А. Травицкий.
|
Впечатление. А. Шенгелия.
|