Владимиро-Суздальская школа
Период существования Владимиро-Суздальской школы длится с конца 12 до начала 13 века. Это одна из форм школьного учреждения древнерусского искусства на северо-востоке страны, имеющая значение в период феодальной раздробленности.
Причиной интенсивного развития Владимиро-Суздальской школы было усиление Владимиро-Суздальского княжества в середине 12 столетия. Идейно-эстетическое направление искусства существенно определялось борьбой владимирских князей за преобразование княжества в новый центр объединения Руси.
Их стремлением было противопоставить Киеву организацию своих построек по количеству и эстетическому убранству, в связи с чем имели место поиски новых форм и приемов выразительности, исходя из традиций искусства, что и было предназначением Владимиро-Суздальской школы.
С этой целью были привлечены Галицкие и западноевропейские мастера. Творческий потенциал Владимиро-Суздальской школы был ориентирован на воплощение государственных идеалов и торгово-ремесленные слои населения, которые выступали союзниками князей в борьбе с боярами и удельным княжеством, нацеленным на разделение (сепаратизм). Отсюда в искусстве Суздальской школы присутствие гражданственности и фольклорных мотивов в скульптуре.
С опытом строительства мощных сооружений (с целью обороны) появляется возможность меньше опираться на естественную защищенность местности в процессе основания новых городов, располагать их более выгодно, как в экономическом, так и эстетическом отношении. В 1152 г. был основан Переславль-Залесский; в 1154 г. - Дмитров, и так далее. Удается более свободно решать задачи архитектурного дизайна, его сочетание с близлежащими ансамблями, с природными составляющими.
Ансамбли г. Владимира и резиденции Боголюбова становятся на один уровень с высшими достижениями Владимиро-Суздальской школы в сфере градостроительства. Строения гармонично смотрятся на фоне пейзажа и ассоциируются с монументальными церковными сооружениями Покрова (1165 г.).
В качестве строительного материала использовался известняк мягкой консистенции ("белый камень"), который удобен в обработке и выполнении декоративной резьбы.
Зодчие Владимиро-Суздальской школы в процессе создания дизайна строений следовали наиболее выраженным и строгим формам, что характерно для Киева в начале 12 столетия (церковь Кидекши, 1152 г.).
Затем они приступают к поискам более гармоничных и мягких архитектурных форм, более подходящих для камня (Успенский собор 1160 г.- 1189 г), придавая им классическую завершенность крестово-купольной композиции.
Профессиональное владение пропорциями, умение определить массу и подобрать материал - проявляется в процессе возведения дворцового комплекса в Боголюбове, воплощается в изящной архитектуре Покровской церкви на Нерли, величественном Дмитриевском соборе во Владимире (1197 г.).
Декор зданий гармонирует с их формами, согласуясь в единой системе архитектурно-пластических решений фасадов. Иногда резные декорации позаимствованы от романского стиля: внушительные порталы, колончатые пояса, рельефные элементы. Сюжетный рельеф не отяжеляется аллегорическими символами романского искусства. Христианская иконография интересным образом сочетается с воспетым в поэзии анимистическим мировоззрением, присущим фольклору того времени.
В храмах 13 столетия усиливается декоративное начало: нарядные килевидные завершения на притворах (Рождественский собор в Суздале, 1225 г., Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1234 г.).
Декоративная резьба присутствует в оформлении стен собора в Юрьеве-Польском, смягчая форму конструкции и согласуясь с тяготением народного творчества к узорам. Изысканность и современность зодчества Владимиро-Суздальской школы 12 века в некоторой мере отразились на ее живописи, более подчиненной церковной цензуре.
Росписи Дмитриевского собора (1197 г.) наделены просветленностью и одухотворенностью образов, отличаются пластикой и ярким "живым" оформлением, примерами которых могут служить некоторые оставшиеся до нашего времени иконы ("Дмитрий Солунский" 12-13 в., Третьяковская галерея).
Южные врата в Суздали (1228 г.) являются знаменитым творением декора Владимиро-Суздальской школы. С применением технологии наводки на воротах высечены сюжетные и орнаментальные элементы, отличающиеся несказанным богатством линейной графики.
Достижения Владимиро-Суздальской школы в изобразительном искусстве с 14 по 15 столетие стали главным источником искусства Москвы, ставшей столицей русских городов после победы над татаро-монгольским игом.
Успенский собор во Владимире.
|
Рождественский собор в Суздале.
|
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
|