БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Киликийская школа


(от названия армянской области - Киликии)

Портрет Левона и Керан (Т. Рослин) Происходит от имени армянской области - Киликии. Школа армянской миниатюры (12-14 в.), образовавшаяся на территории Киликии (северо-восточный регион побережья Средиземного моря). Киликийский стиль сформировался на базе искусства миниатюры Армении, а также под влиянием византийского и западноевропейского искусства живописи тех времен. Главные учреждения Киликийской школы - монастыри Дразарк, Грнер, Ромкла и другие. Основными элементами иллюстрирования рукописей, разработанными Киликийской школой, были хораны (оформление канонов арками), заглавные буквы курсивом, указатели глав, сюжетные иллюстрации. Миниатюры Киликийской школы раннего времени характеризуются своеобразной тяжеловесностью архитектурного исполнения хоранов, крупным орнаментом (преимущественно, геометрическим и пальметточным) в теплых оттенках.

В 12 в. в проповедях Григория Нарекского "Нарек" (1172 г.) проявляются черты, характерные для Киликийской школы - утонченность и виртуозность рисунка, концентрация орнамента в заставках, указателях глав, заглавных буквах, изысканность палитры красок, использование золота, преобладание декоративной насыщенности оформления книги. Выдающимся представителем искусства миниатюры киликийской школы был мастер изобразительных искусств Торос Рослин, труды которого были известны в представительстве киликийских католикосов (г. Ромклай, 60—90-х г. 13 в.).

Биографические данные о нем почти отсутствуют. Из 15 принадлежащих ему рукописей, в 7 из них присутствует прямое доказательство его авторства, а авторство остальных определяется на основе стилистики и некоторых непрямых признаков. Творчество Тороса Рослина связано с такими произведениями киликийской миниатюры, как евангелие Рослина, "Праздничная минея". Множество лицевых миниатюр, разнообразных украшений с орнаментом позволяют вообразить непревзойденное декоративное мастерство, настоящую виртуозность и многогранность искусства.

Переход через Чермное море (Т. Рослин)На заглавном листе в композицию из орнамента мастерски вписаны изображения царей Киликии Левона III и Тетума II с их придворными. Поля рукописи заполнены множеством рисунков, сопровождающих определенные места текста или нанесенных в качестве декораций. Иллюстрации поражают своей непосредственностью, свидетельствуя о наблюдательности художника. Орнамент передает сложность и многообразие фантастических образов в представлении средневековья. Оформление может включать диковинные растения, созданные из реальных форм, сказочных животных, а также комбинацию причудливых элементов.

Произведениям Тороса Рослина свойственны благородство, четкость и сдержанность композиционных решений, насыщенность орнамента, гармоничность цветовой палитры (оригинальное сочетание ярких пятен со сложными тонами), ясность пространства (созданная в результате применения приемов прямой перспективы).

Реалистичные тенденции творчества Тороса Рослина особо ярко проявляются в миниатюрах, украшающих "Чашон". Работая в стиле иконографии средневековья, художнику удалось отразить образы, отличающиеся не только динамичной экспрессией, но и неизвестной ранее выразительностью в виде эмоциональности людей. На фоне общей декоративности решения с применением условного золотого фона, Рослин - мог умело объединить в композиции элементы архитектуры, силуэты людей, а также включить пейзаж.

Каждый персонаж в работе художника занимает естественную позу, наполнен жизненным, обоснованным движением, имеет корректные пропорции. Для примера можно рассмотреть миниатюру "Беседа Христа с учениками": сцена занимает отведенное ей место в рукописи, а не весь лист целиком, а обрамление миниатюры орнаментом гармонично связано с украшением заглавных букв.

Лист с изображением ангела и жен мироносицПозы героев, изображенных Рослином, не имеют канонической статичности, в композициях они живут и отличаются разнообразием проявлений. Преисполнен выразительности жест Христа, указывающий на Иуду. Художник уделяет большое внимание лицам: индивидуальные характеристики персонажей сочетаются с намерением художника раскрыть их душевное состояние, показать настроение, которым охвачены люди в данный момент времени.

Творчество Рослина отличается динамичностью линий, умелым моделированием объема, эффективным воспроизведением света и теней, насыщением яркой праздничностью цветовых решений. Принимая за основу высшие достижения армянской миниатюры, Торос Рослин, которому известно современное искусство народов, основал новое направление в истории армянской миниатюры и декорировании рукописей.

Миниатюры Киликийской школы времени расцвета отличаются богатством элементов орнамента, содержащего изображения мира животных и растений, а также человека, виртуозностью динамической композиции, экспрессивностью красок, оттененной золотым фоном, яркостью эмоций индивидуализированных образов, которые в существенной степени были обусловлены предпочтениями местной знати. В 14 веке Киликийская школа проявляет себя со стороны упадка: слишком утонченные линии, изобилие золотых вкраплений, ущербность эмоционального выражения персонажей, и прочие признаки. Заявляет о себе последний выдающийся художник Киликийской школы - Саркис Пицак. Киликийские традиции присутствовали в армянской миниатюре до конца 18 века.


Миниатюра из Евангелия от Матфея
Миниатюра
из Евангелия
от Матфея.
Саркис Пицак.

Иона, извергаемый китом
Иона,
извергаемый китом.
Миниатюра из Чашоца.
1286 г.

Титул Евангелия от Иоанна
Титул Евангелия от
Иоанна.
Четвероевангелие.
13 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта