Карандашная манера
Подразумевается имитация изображения, выполненного карандашом, пастелью, сангиной, углем на металлической основе; гравировочная техника исполнения, произведенная в виде пунктира и представляющая собой гравюру на листе металла. Аналогичный эффект можно получить в результате нанесения мелких пятен и штрихов на загрунтованную деревянную поверхность при помощи чекана или рулетки, выполнив обработку травлением впоследствии. Произведения в карандашной манере популярны для изобразительного искусства 18 века, как правило - это репродукции (гравюры Ж. Демарто и Л. М. Бонне), которые в 20 веке не встречаются.
Карандашная манера объединяет два метода гравирования - механический и химический, используемые для воспроизведения рисунков. Как независимая техника исполнения, карандашная манера не была особо распространена. Дата и место ее возникновения - середина 18 века, Франция. Приняв вид типичной репродукционной гравюры, карандашная манера была вытеснена появившимися в дальнейшем технологиями создания репродукций, и с той поры она служит с целью исправления гравировальной доски, выполненной в определенной манере. Имитация следов, оставленных на листе бумаги пастелью, сангиной, карандашом - первый признак гравюры в карандашной манере.
Химическое гравирование в данной манере начинается с того, что полированную поверхность медной доски покрывают прочным лаком, после чего ее закапчивают факелом. Обработка напоминает подготовку офортной доски для нанесения гравировки травленым штрихом. Линии для воспроизведения изображения исполняются рулетками в виде металлических колес разных диаметров с фигурными насечками. Колесики свободно вращаются на металлических основах, которые крепятся на рукоятках. Поверхность колесиков состоит из острых насечек, оставляющих рельефный след на темной поверхности закопченной доски. В процессе накатывания лака на поверхность, а также при комбинации фактур различных видов, которые производятся рулетками, выходит изображение, которое после обработки травлением и печати приобретает вид рисунка карандашом или пастелью. Преимущества оттисков, полученных с гравировальной доски, исполненных методом травления в карандашной манере: чистота штриха, состоящего из точек, разнообразных по конфигурации, но имеющих одинаковые интервалы. У каждой точки есть четкая протравленная граница. Места частого скопления точек немного отсвечивают белым фоном бумаги, что дает эффект свежести и прозрачности теней.
Указанные выше инструменты подходят для гравирования отполированной медной доски без твердого лака, устойчивого к кислоте, исключая процесс травления. Каждый след на полированной медной поверхности при этом будет результатом вдавливания рулетки в металл. Возле каждой точки нажатия образуется незначительное возвышение металла или заусенец. Если набивать углубление краской с последующим стиранием в этих заусенцах остается минимальное количество краски, благодаря чему каждый штрих гравюры помогает создать мягкий, "увлажненный" стиль оформления. Одна доска может быть предназначена для одного из типов обработки - химического или механического, так как их совмещение невозможно. Поэтому, при сопоставлении нескольких оттисков можно определить, какой способ карандашной манеры имел место в той или иной гравюре.
Мари-Розали Ванлоо. Л.М. Бонне. Карандашная манера. 1764 г.
|
А.И. Горчаков. Карандашная манера. 1810-е г.
|
Портрет великого князя Павла Петровича. Карандашная манера. 1781 г.
|