Каролингское возрождение, Каролингский ренессанс
Название происходит от имени династии Каролингов. Культурное развитие империи Карла Великого с его династией Каролингов (8—9 в.) выражается в насаждении школ, привлечении ряда специалистов к королевскому двору, внимании к древней литературе и знаниям в целом, в развитии искусства, архитектуры, теологических дисциплин.
Каролингское возрождение дает мощный импульс развитию средневековой латыни. На базе латинского алфавита изобрели шрифт каролингских минускул, благодаря чему у европейских наций возник общий язык и стиль письма.
Централизация власти в период управления Карла Великого и его тяготение к образованности сыграли основную роль в возрождении Каролингсков, поставивших перед собой военно-политические и административные задачи. Династия стремилась к укреплению власти на всей территории империи, и с этой целью необходимо было подготовить служебные кадры и духовенство с образованием. Такие цели преследовало возникновение новых школ (в Корби, Туре, Рейхенау, Реймсе).
Центром возрождения Каролингов являлся кружок искусств при дворе Карла Великого ("Академия"), руководитель которой назвался Флакком в честь имени поэта Горация Флакка. В ней принимал участие Карл Великий, Эйнгард, биограф Карла Великого, поэт Ангильберт и другие.
Во время возрождения Каролингов возрос интерес к светским знаниям, свободным искусствам - относительно условий феодально-церковной культуры толкование искусств пытались утвердить Алкуин, Рабан Мавр (аббат Фульдского монастыря), и другие. Особое значение в Каролингском возрождении принадлежало выходцам из Ирландии (Седулию Скотту, ученому, поэту, знатоку греческого языка, Иоанну Скоту Эриугену, первому философу средневековья, создателю пантеистической системы.
В сфере юриспруденции в 802 году Карл издал указ составить обычный закон всех народов, который бы был подчинен его власти. Он является автором 65 капитуляриев относительно разных сфер жизни, которые вошли в основы средневекового права. С целью большей централизации государства Карл произвел административную и финансовую реформы.
Историография также преуспела в развитии. При дворе Карла Великого были созданы апологетические "анналы", местное летописание. Одним из выдающихся исторических произведений Каролингского возрождения является "История лангобардов" (автор - Павел Диакон). Развивается издание политических трактатов, биография (Эйнгард - о Карле Великом, Теган - о Людовике Благочестивом). Развивается литература, образуются романский и германский языки. В мастерских переписываются книги, причисленные к ценнейшему фонду каролингских рукописей.
Карл и его окружение было расположено к развитию музыки, которая находилась в упадке. Пипин Короткий не прилагал усилий к улучшению галликанского пения, что привело к его ущербности, в угоду принятым стандартам. Карл не препятствовал заимствованию элементов итальянских обрядов, что в дальнейшем послужило основой для распространения григорианского пения. Была доступна единая система музыкальной записи, квадририум обеспечивал музыкальное образование.
Каролингское искусство с равным расположением отнеслось как к торжественной импозантности византийского и античного искусства поздней эпохи, так и к местным варварским традициям, в результате чего произошли основы европейского средневекового феодального искусства. Бурное созидание данной эпохи известно из литературных источников (обширные монастыри и резиденции с дворцами и капеллами, базилики, отличающиеся шикарной композицией и динамикой внешних очертаний).
Сохранились немногие постройки: центрическая капелла резиденции императора многоугольной формы в Ахене (805 г.), капелла-ротонда в Фульде (820—822 г.), трехуровневая церковь с башнями, трансептом и вестверком в Корвее (885 г.), постройка над воротами в Лорше (774 г.). Дворцы и храмы щедро декорировались мозаикой (ораторий в Жерминьи-де-Пре, от 806 г.), фресками (росписи в церквах Мюнстера, 800 г., Осера, 858 г.). Параллельно традиции раннего христианства элементами объема и пространства монументальной живописи (9 в.) являются черты порывистости, экспрессии. Еще более они были выражены в книжной миниатюре (евангелисты, сцены из библейских историй, монархи династии Каролингов).
Некоторые миниатюры демонстрируют сочетание античной стилистики с символикой и орнаментикой средневековья: "Евангелие Годескалька" (783 г.), "Евангелие Ады" (9 в.). Другие изображают страстную взволнованность, отличаются непосредственностью, динамикой композиции: "Евангелие Эббо" (835 г.), "Утрехтская псалтырь" (9 в.). Существует несколько школ миниатюры: реймсская, турская, дворцовая в Ахене и другие.
Скульптура в большей степени представлена в виде изделий из слоновой кости: ларцы, гребни, оклады книг. Развито литье, гравировка, чеканка по металлу, украшение камнями и эмалью, резьба по камню, алебастру. Была представлена скульптура в виде деревянной статуи (10 в.), обернутая листами золота и покрытая драгоценностями, говорит в пользу постоянства варварской традиции.
Деталь правой двери дворцовой капеллы в Ахене. Бронза. 9 век.
|
Христос. Евангелие Одескальска. 781-783 г.
|
Пример каролингского минускула.
|