БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Пространство

Пространство художественного произведения - это все то, что располагается внутри границы, установленной рамками холста или орнамента, а также соотношения между изображенными в этих рамках элементами.

Древнеегипетская фреска «Сбор винограда» Одной из самых больших забот художников на протяжении всей истории живописи было изображение пространства. С первых художественных опытов и до самых последних картин эта тема остается открытой, не имеющей окончательного решения. Однако, прежде чем идти вперед, необходимо определить понятие пространства. Избегая всяких философских рассуждений, можно сказать, что в том конкретном случае, когда речь идет о живописи и рельефе, это не что иное, как место, в котором развивается действие сюжета, воплощенного в произведении искусства.

Фреска «Сбор винограда» (XVIII династия. Гробница Нахта Тебесса) — настенная живопись, один из самых распространенных видов древнеегипетского искусства. Основой подобной живописи была стена, покрытая рельефами, на которые наносилась краска. Для египтян художественное изображение играло роль двойника действительности. Они верили, что благодаря изображениям в гробницах умершие и в вечной жизни смогут владеть тем же имуществом, которым обладали в жизни земной. В этой росписи из Тебессы изображена бытовая сценка: несколько человек выжимают виноград. Во многих старинных культурах идея глубины пространства решалась с помощью отождествления понятия дали с верхней частью композиции, в то время как нижняя часть содержала все элементы и формы, находящиеся ближе к зрителю. Имея в виду этот принцип, мы понимаем, что кувшины в правом верхнем углу находятся дальше от нас, чем фигуры, которые выжимают виноград, расположенные в нижней части композиции. Египтяне выражали пространство в символической форме, так как не претендовали на точное изображение действительности.

В эпоху Возрождения художники были увлечены познанием мира природы. Созерцание, изучение и творческое воплощение природы в художественном произведении составляло суть деятельности этих мастеров. Для некоторых из них, как в случае Леонардо да Винчи, границы между искусством и наукой почти не существовало. Проблема изображения пространства в эпоху Возрождения сама по себе являлась источником вдохновения. Как можно видеть по картине да Винчи «Благовещение», сад, в котором находится Дева Мария, не только прекрасен, но и изображен с большой точностью.

Леонардо да Винчи «Благовещение» В эпоху Возрождения развиваются перспектива и все системы геометрического построения рисунка, которые мы сегодня знаем. Композиционная структура картины Рафаэля «Обручение Марии» исходит из этих принципов: с одной стороны, выделяется линия горизонта, которая показывает высоту глаз зрителя или, что одно и то же, точку зрения. С другой стороны, над этой линией находится точка, известная как исходная. Все линии композиции исходят из этой точки, отсюда и происходит ее название. Любопытно, что эта точка также находится в центре сцены. С помощью такого расположения, подняв немного точку зрения, Рафаэлю удается придать большее значение священному зданию, расположенному в глубине, нежели фигурам на первом плане, а также подчеркнуть его значение, соединив над ним все исходные линии.

На картине Диего Веласкеса «Сдача Бреды» изображено вручение ключей от города: победителю — от побежденного. Действие происходит на поле боя, и проблема пространства решается в традиционной манере: на первом плане разворачивается основное действие, а в глубине, в меньшем размере, изображены различные детали сцены.

Но самая главная проблема в изображении пространства известна как воздушная перспектива. Первым ее довел до совершенства Леонардо. Сущность воздушной перспективы состоит в особенностях передачи форм и предметов, расположенных в глубине, что достигается значительно меньшей контрастностью, а также, в хроматическом плане, размыванием цветов.

То, что делал Веласкес, называется, выражаясь языком живописи, «писать воздух». Благодаря таланту мастера ощущается присутствие атмосферы; это хорошо чувствует зритель, созерцающий это и другие его произведения.


Рафаэль Санти «Обручение Марии»
Рафаэль Санти.
Обручение Марии.

Диего Веласкес «Сдача Бреды»
Диего Веласкес.
Сдача Бреды.

Леонардо да Винчи Картина Мона Лиза (Джоконда). 1503-1504.jpg
Леонардо да Винчи.
Мона Лиза (Джоконда).




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта