Конструкции сводов
Свод (по гречески apsis; от hapto — "сводить", "связывать", "соединять"). В архитектуре имеет значение криволинейного перекрытия стен, столпов.
Базилики продолговатой формы Средневековья - конструкции западноевропейских стран, имеющие дизайн латинского креста, делали невозможным возведение купола над центральной частью креста. Перед конструкторами 17-18 в. стояла задача облегчения массивных сводов базилик из камня, размеры которых постоянно увеличивались. Поставленная задача была разрешена профессионалами нескольких поколений при помощи создания готического стиля, а именно - введения каркасной конструкции и системой объединенных внешних опор аркбутанов и контрфорсов. Таким образом, в боковом распоре сводов со стен нефов не оставалось необходимости. Система боковых, диагональных и щековых арок, облегчающая кладку распалубок, позволяла укрепить свод, одновременно снижая его вес, а стрельчатая форма арок служила для уменьшения бокового распора.
В готическом крестообразном своде ребра (нервюры) пересекаются в виде звездчатого узора из диагональных ребер, лиерн и тьерсеронов. Свод имеет название "звездчатого". Кроме крестового в готической архитектуре использовался веерный свод (fan vault). Происхождение названия связано с веерообразным расположением нервюр, выходящих из угловых опор. Подобная конструкция сводов распространена в архитектуре северной части Европы, поэтому у них есть еще одно название - норманнские.
Основание свода называется пятой, а сектора, отделенные ребрами - лотками. Верхний центральный камень - "замок свода" (clef de voute). Во времена готики ненесущие стены, оформлялись большими окнами. Солнечный свет, проникая в помещение храма сквозь разноцветные стекла витражей, окрашивает его стены во всевозможные яркие цвета. Своды, возвышающиеся в самом верху, скрывались в дымке. Таким образом, становилась реальной давняя мечта человека: если не телом, то хотя бы в своем воображении достичь высоты небес. Архитектурный свод сравнивают с небесным, или "всемирным" (Weltenmantel), который гигант Атлант удерживает на своих плечах в наказание за свои грехи. Архитектор дерзостью воображения и посредством физического труда освободил Атланта от наказания. Неспроста в трактатах средневековья образ Атланта был заменен Келием, небесным божеством, сыном Эфира и отцом Сатурна.

|
 Различные конструкции сводов.
|

|