Локальный цвет
(от французского local - местный)
Понятие в живописи, которое означает непосредственный цвет объекта. Цвет предмета можно изобразить одним цветовым пятном или детализировать его подробно с помощью различных оттенков, показать влияние тени и окружающих объектов. Впервые о локальном свете заговорил великий живописец Леонардо да Винчи, о чем можно почитать в его книге «Книга о живописи. Под ним он подразумевает чистый цвет предмета, который не связан с преломлением света об определенные предметы или же с субъективным восприятием человека. У разных предметов локальные цвета могут иметь как один оттенок, так и композицию их.
Живопись должна отображать различные детали мира, показывая взаимодействие освещения и среды, влияние одних объектов на другие. Но при этом часто нужно показать, каким же является локальный цвет предмета, и как он меняется под воздействием различных факторов внешнего влияния. На сегодняшний день разработано несколько технических систем, которые использовали в разные времена живописцы, передавая локальный цвет. В искусстве античности и Древнего Востока было приятно изображать локальные цвета неизменными.
В разные времена по-разному относились к этому явлению. Ренессанс провозглашал использование локального света, но делал отношения между объектами очень сложными, насыщенными, иллюстрируя, с одной стороны, постоянство цветовых композиций, а с другой — позиционируя их изменчивость. Также они исследовали роль локальных оттенков на окружающую среду. Вследствие этого возникает цветной рефлекс.
Импрессионисты не используют локальный цвет, но впоследствии другие направления возвращают интерес к нему. В синтетизме он используется чисто символически, а Фернан Леже и Анри Матисс с помощью него делают переходы оттенков более строгими. Чарльз Шилер и Стюарт Дейвис с помощью этого явления сближают живопись и машиностроение.
Фотографы под этим понятием подразумевают цвет, который получился в результате взаимодействия различных оттенков близких объектов. Причина его возникновения: недостаточная резкость изображения, сильное рассеивание света, слишком большое расстояние до объекта, низкая разрешающая способность.
Портрет Г.Р. Державина. В.Л. Боровиковский. 1811 г.
|
Натюрморт в локальных цветах.
|
Жена короля. П. Гоген. 1896 г.
|