Венера Милосская
Имя Афродиты с острова Мелос.
Популярная скульптура Древней Греции, имеющая отношение к середине II века до н. э., считающаяся воплощением женской красоты. Материал скульптуры - мрамор белого цвета. В связи с утратой подписи автора произведения, в 350 г. до н.э. авторство было отдано Праксителю, который стал первым ваятелем скульптуры наподобие Афродиты Книдской, или Венеры стыдливой: богиня изображалась в виде женщины, закрывающейся падающим одеянием. Возможно, в действительности авторство принадлежало Агесандру или Александросу Антиохийскому (130-100 до н.э.).
Статуя была найдена случайно на острове Милос в 1820 г. одним из греческих земледельцев. Чтобы продать находку за хорошие деньги, он спрятал ее на время в хозяйственной постройке. Там она была обнаружена молодым французским офицером Дюмон-Дюрвилем. Образование офицера, являвшегося в то же время участником экспедиции на острова Греции, помогло ему определить настоящую ценность шедевра. Вне всяких сомнений, перед ним была Венера, греческое божество любви и красоты. В руке у нее находилось яблоко Париса, ставшее предметом спора трех богинь.
Крестьянин попросил больших денег за произведение искусства, но Дюмон-Дюрвиль был не в состоянии выложить такие средства. Офицер имел представление об истинной ценности скульптуры и вознамерился собрать нужную сумму денег. Он отправился в Константинополь к южному консулу, чтобы приобрести Венеру для французского музея. Но когда он вернулся, чтобы заплатить крестьянину, то узнал, что скульптура уже принадлежит какому-то турецкому чиновнику. С огромной переплатой Дюмон-Дюрвиль снова выкупил статую. Ее тут же упаковали и отправили в порт, где было пришвартовано французское судно.
Турки пустились в поиски пропажи и вскоре ее обнаружили. В процессе спора между французами и турками статуя неоднократно переходила из рук в руки, поэтому была немного повреждена. Статуя была на борту отплывающего корабля, а руки богини потерялись в порту, и не были найдены до сих пор.
Но даже безрукая и в щербинках, богиня настолько очаровательна в своем совершенстве, что о повреждениях думать не приходится. Ее красивая головка немного склонена на изящной шее, одно плечо приподнято, а другое опущено, тело слегка прогнулось. По тому, как изображена скользящая по бедрам драпировка, можно предположить, насколько мягкая и нежная кожа у Венеры - и вот, от нее уже глаз не оторвать. Скульптура Венеры Милосской в течении двух веков подряд покоряла мир своей женственностью и красотой.
Историки и исследователи искусства долгое время рассматривали Венеру Милосскую в качестве произведения поздней классики. Величавая осанка, плавные контуры, спокойное выражение лица - все это указывает на принадлежность скульптуры к искусству IV века до нашей эры. Но учитывая некоторые приемы в технологии обработки материала, ученые изменили свое определение, сдвинув дату исполнения шедевра на два века вперед. Красота Венеры изумляет ясностью и возвышенностью, что непременно отразится на нравственной идеологии классического искусства Греции.
Когда Венера была предоставлена к обозрению в Лувре, известный писатель Шатобриан высказался по этому поводу, отметив, что мир еще не получал от Греции лучшего свидетельства ее величия. И в то же время зачастили предположения о положении рук Венеры в оригинале. В 1986 г. французская газета "Illustration" опубликовала сообщение маркиза де Трогофа: со слов его отца, служившего в то время на Средиземном море, когда Венера была целой, у нее в руках было яблоко Париса. Если действительно так и было, то как располагались руки богини? Впоследствии убеждение маркиза было опровергнуто французским ученым С. Рейнаком. И пока публика изучала доводы обоих, интерес к античной статуе возрос еще более. Немецкий профессор Хасс был уверен, что замыслом скульптора было изобразить Венеру после омовения, когда она приготовилась умастить тело соком. Шведский ученый Г. Саломан предположил, что богиня красоты изображает сладострастие, и, прибегнув к своему безупречному очарованию, готова соблазнить кого-то. А что, если Венера - это лишь часть целой скульптурной композиции? Картмер де Кинси и другие исследователи предположили, что Венера могла быть изображена в паре с богом войны - Марсом. Если плечо Венеры было приподнятым, значит, она могла обнимать другое божество, в то время как свою правую ладонь она вложила в его левую. В XIX веке были приложены все усилия с целью реконструирования и восстановления облика богини, было даже намерение прикрепить ей крылья.
Богиня, окруженная предположениями и фантазиями, стоит в Лувре, в небольшой комнатке, которой завершается территория античного искусства. Ни одна скульптура не в силах затмить ее, поэтому Венеру видно издалека - невысокая, белеющая на фоне стен серого цвета. Если смотреть с близкого расстояния, шероховатая поверхность статуи может показаться живой и настоящей.
Венера Милосская в профиль.
|
Лувр. Париж.
|
Венера Милосская. Вид сзади.
|