БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Живопись действия


Джексон Поллок за работойПонятие происходит от английского Action Painting, представляющего собой разновидность живописной техники, которая применялась сторонниками абстрактного экспрессионизма. Вид техники живописи разработан Джексоном Поллоком, американским художником. Ее значения - вид перфоманса; акт писания картины. Параллельно живописи действия располагается живопись пятнами - в ташизме (Франция).

Живопись действия заключается не в равномерном нанесении краски на холст, а в распылении, наливании, накалывании красок на холст - название меняется в зависимости от действия: "живопись накалывания" звучит как Drip Painting. Холст - уже не просто поверхность, на которой рисуют, он становится ареной спонтанных действий, в результате которых появляется картина. Данный процесс имеет название "автоматического письма", или ecriture automatique.

Произведение живописи действия - это наглядное подтверждение некоторого динамического процесса, происходящего на поверхности холста, сформированного из почти что ритуальных жестов нанесения краски. Поэтому произведения живописи действия часто создавались публично, как своеобразная премьера.

Искусствоведы, свидетели создания живописи Джексона Поллока, были впечатлены его действием, напоминающим настоящий спектакль. Активные роли зрелища отводились жестам и движениям Джексона, а также выражению муки в его взгляде, перед тем, как взмахнуть рукой, избрав место очередного фонтана или потока краски, причудливо извивающейся по холсту.

По мнению Поллока, метод не является абсолютно спонтанным. Поток красок подчинен контролю творящего, а непредсказуемость и спонтанность разбрызгивания регулируется подсознательными творческими механизмами Поллока.

Продукт живописи действияЖивопись действия появилась в США, где и продолжила свой путь развития. Первый раз данный метод был применен в 1945 году художник Ганс Гофман, прибывший в Америку из Германии. Но в качестве систематического творческого приема разбрызгивание стал практиковать Поллок с 1947 года. Термин вошел в обращение с 1952 года по инициативе американского критика Гарольда Розенберга. В живописи действия удачно отражены новые тенденции искусства середины столетия, когда результат художественного творчества стал подниматься до самого акта творчества.

Живопись действия смещает акцент с произведения искусства на действие в процессе его сотворения, открытое для зрителей, в то время, когда оно могло оставаться личным делом автора. Теперь же действие по созданию живописи становится почти сакральным действием. Картина - лишь свидетельство того, что акт создания свершился, и в результате остался след воплощения этого действия. Художественно-эстетическая ценность картины не имеет такого важного значения, как сам процесс.

Происходит завершение станковизма в живописи, и она выходит на другую шкалу оценки. Нужно заметить, что живописный дар Поллока и других почитателей живописи действия оставляет его работы в позиции станковых картин. Его побуждение "внутренней необходимости" с приемом drip-техники подняло его творчество за границы исключительно фиксаторов определенных акций художника. Многие полотна Поллока открывают перед зрителями самодостаточные миры со свойственным им пространственно-временным измерением и насыщенной художественной семантикой, которая независима от процесса творения картины.

Другой знаменитостью живописи действия был Жорж Матье, техника исполнения живописи которого была вдохновенной настолько, что по сути приближалась к представлению. Публика была в восторге от его сеансов живописи. На глазах у толпы он заполнял пространство холста закорючками, точками, запятыми.

Кобальтовая ночь (Ли Краснер)Его шоу сопровождалось музыкой, сам он выступал в костюме средневековья. Матье является основателем "исторической абстрактной живописи", которая отличается от обыкновенной тем, что не изображает ничего конкретного из вещей или живых объектов. Почему живопись вошла в историю - потому что критики признали его закорючки и пятна способными выразить народные массовые движения. Идея пришла им на ум после просмотра картин с такими их названиями, как "Битва Бувине", "Капетинги повсюду"...

Метод живописи действия также применяли Марк Тоби, Уильям де Кунинг, Роберт Матервелл, Сэм Фрэнсис. Роберт Раушенберг использовал технику живописи действия в 50-х годах. Техника живописи распространилась в Париже, Европе, но, тем не менее, оставалась случайной, к тому же, смешивалась с лирической абстракцией, проявлениями неформального искусства, страстью ташизма и абстракцией каллиграфии.

Живопись действия дает мощный потенциал художественным практикам, которые появляются в дальнейшем, где акт творчества и жест художника имели более важное значение, чем само произведение. До перформанса, хэппенинга, поп-арта, постмодернизма и утверждения пост-культуры в целом оставался один шаг.

Лавандовый туман (Джексон Поллок)
Лавандовый туман.
Джексон Поллок.

Картина Дж. Поллока
Картина
Джексона
Поллока.

Живопись действия Софии Сушиямо Саюто
Живопись действия
Софии Сушиямо Саюто.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта