БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Восковая техника

Голубые танцовщицы (Э. Дэга) Техника рисования, при которой в краски добавляется связующее вещество - воск. Восковая живопись производится расплавленными красками, которые также могут быть растворенными в летучих маслах или эмульсии. Преимущества подобной техники исполнения - в низкой химической активности красок и влагоустойчивости воска, благодаря чему картина отличается свежестью колорита и сохраняет плотность красочного слоя в течении столетий.

Восковая живопись была популярна в Древнем Египте с 14 века до н.э. - ее использовали для окрашивания фасадов храмов. Древнегреческими мастерами к 5 веку была изобретена горячая технология самой прочной живописи воском: энкаустика ( греч. enkaio — выжигаю). Восковые краски подогревались до высокой температуры, затем их можно было класть на подогретый с помощью раскаленной бронзы участок поверхности.

Согласно Плинию Старшему, данный способ практиковали Зевксис и Паррасий, произведения которых не сохранились. Восковая живопись применялась для написания фаюмских портретов (1 в. до н.э. — 4 в. н.э.) и византийских икон (до 12 в.), и в этом процессе энкаустика постепенно вытеснилась восковыми красками на скипидарной основе с добавлением восковой темперы. Эмульсии с добавлением летучих масел были не такими прочными, зато - более простыми в нанесении. Техника получила название "холодного способа".

Несмотря на широкое распространение восковой живописи в древности, до начала 18 века от нее постепенно отказались, а затем и вовсе забыли. Интерес к восковой технике живописи обновился только после двух столетий. И произошло это благодаря хорошо сохранившимся работам. Структура воска не зависит от течения времени, поэтому "восковые" работы не трескаются и не утрачивают первоначальной свежести. Слой воска защищает краски от загрязнений и микроорганизмов. Некоторые восковые работы существуют около 5000 лет.

Привлекает внимание тот факт, что пчелиный воск сам по себе плавится под лучами солнца, но в сочетании с красками он приобретает устойчивость. К восковой живописи прибегали даже для покраски фасадов зданий в Египте, и жаркий климат не отразился на качестве отделки. Отрицательное качество воска - способность к возгоранию. Поэтому произведений, выполненные восковыми красками, не так уж много.

Картина в технике энкаустикиИсследуя технику воскового письма древности, ученые сильно приблизились к секрету приготовления красок и способу их нанесения. Был запатентован метод Г. Шмидта. На основании практических исследований он пришел к выводу, что имеет значение не только рецепт приготовления массы для нанесения, но и сам способ рисования, который затем проходит обработку огнем, вот откуда происходит название восковой техники - энкаустика. Связующее вещество, которое применяли древние мастера, в своем составе имело воск и бальзам, в структуре которых присутствовали смолы и скипидар. В зависимости от количества скипидара, использовался метод холодного нанесения с обжигом. Восковая живопись, произведенная таким способом, отличалась особой прочностью по сравнению с живописью, выполненной холодным способом, так как под влиянием огня краски лучше "сцепляются" с материалом основы, на которую они наносятся.

При использовании живописи маслом принцип рисования заключается в том, чтобы доля краски была большей по сравнению с маслом. В энкаустике - все наоборот: основной процент составляет не красящее, а связующее вещество. Чтобы приступить к работе, восковые краски нужно было разогреть, чтобы они стали жидкими, после чего нагревали и основу для нанесения красочного слоя. Для живописи брали щетинистые кисти. Когда работа была окончена, а краски остывали, картину "закаляли" огнем таким образом, чтобы слой краски нагрелся, но не расплавился. После обработки огнем поверхность красочного слоя становилась гладкой, блестящей и однообразной. Энкаустика была приемлемой для совершенно различных материалов, грунтовать материал не было необходимости. В связи с тем, что данная техника достаточно сложная, мастерам современности стоит подумать над приспособлениями для упрощения процесса рисования. В первую очередь, это специальная металлическая палитра для разогрева красок и паяльная лампа для нагревания поверхности материала. Восковая живопись успешно применяется с целью заполнения утраченных участков красочного слоя и его укрепления в случае реставрации живописи.

Спаситель
Спаситель.
Энкаустическая
икона. 6 век.

Каприччо (В. Саттлер, 2004 г.)
Каприччо. В. Саттлер. 2004 г.

Фаюмский портрет
Фаюмский
портрет.
160-170 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта