Венецианская школа
1) Школа живописи в Италии. XV—XVI вв. - период ее наиболее интенсивного развития. Для школы характерно преобладание живописи, яркий колорит, отточенное владение возможностями пластики маслом.
Одним из многих основоположников искусства Высокого Возрождения был Джорджоне, известный итальянский художник-живописец (1476—1510 г.). Он - автор художественных произведений "Спящая Венера", "Юдифь", "Три философа".
Великий итальянский живописец Тициано Вечеллио (для многих - Тициан, 1488—1576 г.) также входил в число основополоников венецианской школы. Его произведения: "Кающаяся Мария Магдалина", "Празднество Венеры", и другие.
Вклад в искуство Джордоне и Тициана оказал значительное водействие на развитие живописи в Италии и во всем мире.
В начале XVI столетия Венеция превозносит таких выдающихся мастеров, как Якопо Пальма Веккьо, Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто (младший современник Тициана), которому принадлежат монументальные композиции "Битва при Заре", "Тайная вечеря".
Также следует отметить Якопо Бассано, Паоло Веронезе ("Триумф Венеции"). Художники венецианской школы XVII столетия были: Доменико Фетти, Бернардо Строццп, Иоганн Лисе.
Первая половина XVIII века характеризуется подъемом венецианской школы.
На то время в Венеции был известен своими успехами живописец Джованни Баттиста Тьеполо, посвятивший свои ранние работы дворцу Дольфино в Венеции. В зрелости его полотна характеризовались большей раскрепощенностью и экспрессивностью. Известно, что он трудился в Испании и Германии. В Венеции он работал над росписью куполов церквей Джезуати, Скальци. Полотна Тьеполо - вершина мирового монументального декоративного искусства.
Джованни Баттиста Пьяццетта, живописей и гравер, занимался художественной росписью плафона капеллы Сан-Доменико церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции. Пьетро Лонги и Алессандро Лонги (его сын) известны, как авторы небольших полотен, посвященных сюжетам из общественной жизни Венеции 18 века, портретам известных венецианцев.
Знаменитым мастером архитектурного пейзажа был мастер Джованни Антонио Каналетто (1697—1768 г.). Бернардо Беллотто, его племянник, запечатлел множество своеобразных видов Венеции, отличающихся документальной точностью.
Картины мастеров Венецианской школы можно созерцать в церквях, музеях, выставочных галереях Венеции. За пределами города наиболее крупная коллекция полотен великих мастеров располагается в галерее Уффици во Флоренции. Многовековые традиции не изменили их творческой открытости для новых веяний искусства. Во дворце Пезаро существует Международная галерея современного искусства, где уже более века каждые два года в ней проводится форум современного искусства мира.
2) Название подразумевает направления музыки в Венеции 16-17 в.в. Центром венецианской школы на данный период был собор св. Марка. В нем работали композиторы и органисты - таланты венецианской школы. Основоположником музыкальных направлений был Виларт, автор многих произведений в народном стиле.
Его последователи, особенно, А. и Дж. Габриели, на основе достижений нидерландских полифонистов и национальных традиций создали новое течение вокальной полифонии, высокоразвитый монументальный декоративный стиль исполнения песни. Вокал характеризовался колоритом, пышностью, полнотой звука.
В этих композициях, как правило, хор противопоставлялся оркестру, а время от времени они звучали в унисон, поражая единым гармоничным исполнением. В соборе играли органы, также противопоставлявшиеся друг другу.
Несмотря на то, что основное количество сочинений было посвящено духовной тематике ("Священные симфонии"), музыка воспроизводила типичное широкое для периода восприятие мира, в ней отражался оптимизм, богатство и красочность жизни. Музыка находилась в удивительной и непостижимой гармонии с живописью Тициана, Веронезе, словно художники и музыканты творили сообща. А Дж. Габриели был назван "музыкальным Тицианом Венеции".
Подобные мотивы имели место и в других жанрах, основным из которых был жанр вокала мадригал. Над его развитием трудились последователи Вилларта Н. Вичентино и К. де Pope. Мадригал в их обработке приобретает выразительность, становится насыщенным новыми оттенками.
В 17 столетии центром венецианской школы является первый оперный театр, образовавшийся в 1637 году. Театр платный, открыт для посещения общественности. Основоположником оперы стал К. Монтеверди. Последователи этого жанра: Ф. Кавалли, Дж.Ф. Гросси, М.А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла, А. Кальдара, А. Вивальди и другие. Для итальянской оперы 17 века характерна историческая тематика. Выразительность и драматизация каждой композиции объединяется с с традициями bel canto, как, например, в операх Монтеверди "Возвращение Улисса" или "Коронация Помпеи".
Мадонна с младенцем. Я. Беллини. 1465 г.
|
Пьерта. Дж. Беллини. 1465 г.
|
Христос на троне. Б. Виварини. 1450 г.
|