1875 Верещагин В.В. "Гималаи вечером"
Эта картина Василия Васильевича Верещагина была написана в 1875 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В апреле 1874 года Верещагин уезжает на два года в Индию. Он живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, а также в пограничные с Тибетом области – Кашмир и Ладак. Мастер работает с большим вдохновением и привозит из Индии около 150 этюдов несмотря ни на какие трудности. Он подвергался нападению диких животных, тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжелой формой тропической малярии. Английские колониальные власти сочли его русским шпионом и относились к нему в высшей степени подозрительно.
Верещагин покорен необычной культурой, начиная от мраморных архитектурных храмов («Мавзолей Тадж-Махал в Агре») и заканчивая убранством национального костюма ( «Всадник – воин в Джайпуре»). В индийской серии художник все больше экспериментирует в передаче фактуры, света, объема, цвет обретает необыкновенную чистоту и ясность. Еще в начале поездки у Верещагина возникает замысел создать две группы картин или, как он их называет, две «поэмы».
«Малая поэма» должна была включать сцены современной жизни, пейзажи, национальные типы Индии и опиралась на этюдный материал. «Большая поэма» задумывалась как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, «где на обширных столбцах, залитых солнцем, предстанет вся история покорения Индии англичанами». Картины должны были сопровождаться поэтическими эпиграфами. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала начавшаяся русско-турецкая война.
Перед атакой. Под Плевной (Верещагин В.В.) | Море (Верещагин В.В.) | Всадник в Джайпуре (Верещагин В.В.) |