"Василий Верещагин"
"Еще памятно, — свидетельствует Александр Бенуа, — как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, — эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки".
Василий Васильевич Верещагин — всемирно известный русский художник-баталист, основной темой творчества которого стала военная тематика, — родился 26 октября 1842-го года в городе Череповце Новгородской губернии в старинной дворянской семье.
Мальчика учить начали рано: уже в пять шесть лет он свободно читал, умел писать и знал счет. Сначала с ним занималась мать, Анна Николаевна, а потом немцы гувернеры и сын местного священника. Уже тогда у Василия проявилась любовь к рисованию.
В семь лет мальчика отдали в Александровский царскосельский малолетний кадетский корпус. Через три года курс обучения был окончен, и Василия по желанию отца перевели в Морской корпус в Петербурге.
Все свободное время Верещагин отдавал рисованию, главным образом копированию. В шестнадцать лет он начинает посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств. Верещагин блестяще закончил Морской корпус, но отказался от военной карьеры и в 1860-м году поступил в петербургскую Академию художеств. За это отец лишил его материальной помощи.
Учился в Академии художеств Василий успешно. Однако, проучившись какое-то время, Верещагин оставляет академию и, обуреваемый жаждой новых впечатлений, уезжает на Кавказ. Там молодой художник совмещает педагогическую работу ради заработка, упорное и неустанное рисование с натуры и серьёзную работу над самообразованием.
В 1864-м году, получив от отца материальную помощь, он уезжает в Париж. Там за три года Верещагин приобрел знания по анатомии, перспективе, рисунку, научился строить сложные композиции.
В 1865-м году художник снова поехал на Кавказ. Продолжая «учиться на натуре», он «с остервенением» занимается рисованием.
Весну и лето 1866-го года Верещагин провел на родине на реке Шексне. Но вскоре жажда сильных ощущений, желание самому увидеть войну увлекли его в Среднюю Азию, где Россия в это время завоевывала Бухарский эмират.
Тогда и определились, по словам Верещагина, «главные рельсы» его творчества, по преимуществу как художника баталиста. Сильно потрясла художника первая встреча с жестокой правдой войны. «Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью», — вспоминал он впоследствии. За смелость и отвагу в обороне Самаркандской цитадели его наградили Георгиевским крестом.
Изучив Среднюю Азию за время двух поездок (1867-й — 1869-й годы), Верещагин уехал в Мюнхен, где жил с января 1871-го года. В том же году он женился на Элизабет Марии Фишер Рид.
В своей мастерской он начинает упорно работать над обширным циклом картин, посвященных Туркестану, который завершает в 1873-м году.
Среди жанровых картин туркестанской серии выделяются: «Опиумоеды», «Нищие в Самарканде», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Двери Тамерлана», «У дверей мечети», «Продажа ребенка невольника», «Самаркандский зиндан», «Мулла Раим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Узбекская женщина в Ташкенте», «Узбек — продавец посуды».
Верещагин отразил в Туркестанской серии многие стороны жизни, но основная тема его картин связана с военными действиями. Видение мира у Верещагина было иным, чем у его предшественников. «Я задумал, — говорил он, — наблюдать войну в ее различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
Картины «Смертельно раненный», «У крепостной стены. Пусть войдут», «Вошли» — отражают непосредственные впечатления художника от обороны Самаркандской цитадели.
Стремление не только широко и полно показать явления жизни, но и ясно выразить своё отношение к ним приводит Верещагина к решению: создать целую серию картин, объединенных идейно и тематически — «Варвары».
В них изображена трагическая гибель маленького отряда русских солдат в неравном бою с войсками эмира и жестокое торжество победителей.
Демократическая русская критика во главе со Стасовым восторженно приветствовала картины Верещагина. А вот правительственные круги поощряли разнузданную травлю Верещагина, и тот в момент сильного нервного потрясения и негодования на незаслуженные обвинения уничтожил три свои картины: «Забытый», «Окружили — преследуют» и «Вошли».
В 1874-м году Верещагин, неутомимый путешественник, уехал в Индию. Многочисленные этюды пейзажи, архитектурные виды, типы местного населения отличаются такой законченностью образов, что их можно рассматривать как выполненные с натуры небольшие картины. Таковы «Снега Гималаев», «Караван яков, нагруженный солью», «Монастырь Хемис в Ладаке», «Всадник в Джайпуре».
Большинство работ Индийского цикла 1874-го — 1876-го годов радуют глаз красивым декоративным сочетанием трех четырех основных цветов, звучных локальных пятен. Великолепна тщательная проработка мельчайших деталей в рисунке.
Еще в Индии Верещагин узнал, что петербургская Академия художеств избрала его профессором и немедленно на это ответил: «Я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания».
В то время как реакционная печать обрушивается очередной волной нападок на художника, он в мастерской близ Парижа приступает к «Индийской поэме». Но эта работа была прервана русско турецкой войной 1877-го — 1878-го годов.
Верещагин немедленно отправился к месту боевых действий. Там художник создаёт свою Балканскую батальную серию эпопею: «Перед атакой», «После атаки», «Александр II под Плевной», «Побежденные. Панихида», «Шипка Шейново» и другие.
Осмысливая разновременные явления Балканской войны, художник создает скорбный образ «поля смерти» — Верещагин говорил, что неоднократно слёзы мешали ему писать полотна Балканской серии, но он заставлял себя работать, заново переживая события войны.
Туркестанская и Балканская серии принесли живописцу мировую известность. Его персональные выставки посетило огромное количество людей.
В поисках новых тем, новых образов Верещагин продолжает путешествовать. Поездки в Сирию, Палестину, на Филиппины, в Соединенные Штаты Америки, Японию и другие страны обогащают его новыми впечатлениями и драгоценным материалом самой жизни.
Закончив цикл небольших картин на евангельские сюжеты, трактованные в духе научной критики религиозных легенд, Верещагин создает серию произведений под общим названием "Трилогия казней" (1884-й — 1887-й годы), выступая против еще одного вида "современного варварства" — смертной казни.
В ноябре 1888-го — январе 1889-го года художник живет в США. Незадолго до возвращения в Россию в его семейной жизни произошли перемены. В 1889-м году он разошелся с женой. Познакомившись в США с Лидией Васильевной Андреевской, русской пианисткой, приглашенной в Нью Йорк для исполнения музыкальных произведений на его выставке, Верещагин вскоре вступил с ней в брак. К жене и детям художник всегда питал глубокую, нежную привязанность и с грустью расставался с ними, уезжая в путешествия.
Возвратясь в Россию, он путешествует по Северу и в цикле этюдов любовно передает красоту родной природы, чудесной старинной архитектуры России, пишет портреты «незамечательных русских людей». Однако главное, что захватывает художника в 1889-м — 1900-м годах, — это большая серия из 20-ти картин, отражающих героическое прошлое русского народа, — «1812-й год».
Как только началась русско японская война, шестидесятидвухлетний художник немедленно уехал к месту боевых действий.
Верещагин погиб вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине 13-го апреля 1904-го года. Говорят, что перед самым взрывом Верещагин стоял на капитанском мостике и зарисовывал начинающийся морской бой. Его смерть оказалась такой же яркой, масштабной и впечатляющей, как и жизнь. Великий художник ушёл, завещав нам свои удивительные полотна, посвящённые смерти, но так много при этом говорящие о жизни...
Политики в опиумной лавочке (Верещагин В.В.) | Письмо на родину (Письмо к матери) | Мальчик солон (Верещагин В.В.) |