БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

Рисунки Наполеона первого в России. Статьи

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23

Обер-Аммергау

Текст печатается по изд.: Духоборцы и молокане в Закавказье. Шииты в Карабахе. Батчи и опиумоеды в Средней Азии. Обер-Аммергау. В горах Баварии // Рассказы B. В. Верещагина с рисунками.— М., 1900.— С. 81-90.

Реализм

Впервые — Художник. 1891. No 1. Статья выходила также на английском языке как приложение к "Catalogue of the Veretschagin Exhibition" в "American Art Galleries", New-York, 1891.

...из Парижа во время последней выставки моих картин в этом городе...— В период с 1869 г. Верещагин организовал за границей 30 персональных выставок. В данном случае, вероятно, имеется в виду Парижская выставка 1879 г.— первая персональная выставка русского художника в этом городе.

В организации получившей огромный успех выставки принимал активное участие И. С. Тургенев.

...я видел, как император Александр II...— имеется в виду картина Верещагина "Под Плевной" (1878—1879). ...удивительный ...Фридрих Германский — возможно, Фридрих Вильгельм IV (1795—1861), царствовал с 1840 г., был известен как меценат, привлекший в Германию деятелей культуры и искусства, после 1848 г. введший свободу печати. Но, возможно, имеется в виду Фридрих III — император германский и король прусский (1831—1888), находившийся на престоле с 9 марта 1888 г. до кончины 15 июня того же года, был известен современникам как гуманный и свободомыслящий человек. Я изобразил перевязку <...> раненых...— картина "После атаки (Перевязочный пункт под Плевной)" (1881). Я видел <...> замерзали и умирали по дороге...— картина "Дорога военнопленных (Дорога в Плевну)" (1878—1879). Я видел священника, совершающего последний религиозный обряд...— картина "Побежденные. Панихида" (1877—1879). Один весьма известный прусский генерал...— имеется в виду прусский военный атташе в Петербурге генерал Вердер. ...картины с религиозным содержанием... — "Святое семейство" (1884—1885), "Распятие на кресте у римлян" (1887). ..мое понимание факта поклонения волхвов...— картина не была написана. ...изображение современной казни у другого народа...— "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885). ...пьесу Сарду...— В. Сарду (1831—1908) — французский драматург, автор произведений разных жанров от водевилей до драмы.

О прогрессе в искусстве

Статья была напечатана на английском языке в виде приложения к "Catalogue of the Veretschagin Exhibition".— "American Art Galleries", New-York, 1891. Печатается по изд: Булгаков Ф. И. В. В. Верещагин и его произведения. Спб., 1905. С. 133—136. Аттик — архитектурная деталь, представляющая собой стенку над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Иван Николаевич Крамской

К его характеристике

Впервые — Русская старина. 1889. Т. 61. No 2. С. 631-634. Крамской И. Н. (1837-1887) — выдающийся русский художник, педагог, теоретик искусства, идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок.

...его доморощенную философию...— Крамской, выходец из семьи мелкого чиновника, не получил систематического образования. До поступления в 1857 г. в Академию художеств он окончил уездное училище, работал писцом, подмастерьем у иконописца, ретушером у странствующего художника. ...нужны холодные души...— холодный душ применялся как средство лечения душевной болезни, меланхолии. "Неутешное горе" — одна из лучших картин в русской живописи 80-х гг. XIX в., закончена Крамским в 1884 г.; замысел картины был связан со смертью сына художника. "Христос в пустыне" — во многом под воздействием А. Иванова Крамской обращается к теме Христа. Первые эскизы к картине были сделаны в начале 60-х гг., художник пытался также вылепить голову Христа из глины. Завершено полотно в 1872 г. В 1871 г. Крамской действительно ездил в Крым, в окрестности Бахчисарая, чтобы получить представление о палестинской пустыне... "Русалки" — известная картина Крамского "Майская ночь" ("Русалки") была написана на мотивы одноименной повести Н. В. Гоголя в 1871 г. ...большого полотна, над которым Крамской трудился 15 лет...— возможно, имеется в виду картина "Хохот", которую художник писал в последние годы жизни, начиная с 1874 г. ...в 1874 г., по открытии моей Туркестанской выставки...— Выставка туркестанских картин Верещагина открылась в Петербурге 7(19) марта 1874 г., на ней было представлено свыше 120 картин и этюдов маслом и столько же рисунков из походных альбомов художника. ...Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...— цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "А. О. Смирновой" (1840).

Наивности

Впервые — Русская старина. 1889. Т. 64. No 12. С. 783-794.

...Н. А. Северцев...— Николай Александрович Северцев (1827—1885), русский зоолог, географ, путешественник. В 1857—1859 гг. исследовал Среднюю Азию, создал первые комплексно-географические характеристики ее природы. ...генерал Кауфман...— Константин Петрович Кауфман (1818-1882), с 1867 г. туркестанский генерал-губернатор, руководил завоеванием Средней Азии. В. В. Верещагин находился в Туркестане под его началом. Отношения между Кауфманом и Верещагиным несколько испортились после того, как во время выставки "туркестанских" работ в Петербурге генерал публично потребовал от Верещагина признания в том, что сюжет картины "Забытый" он взял не из жизни, поскольку ни один русский солдат не был брошен на поле боя незахороненным. Верещагин после этого уничтожил картину. ...Геок-Тепе — местечко в Ахал-Текинском уезде. Здесь находилась туркменская крепость, взятая в 1881 г. М. Д. Скобелевым. Взятие крепости Геок-Тепе привело к овладению всем Ахал-Текинским оазисом и к завершению военной экспедиции. ...таранчи...— так называемые земледельцы, выселенные Китаем в XVIII в. в Илийскую долину для развития сельского хозяйства, после 1884 г. вместе с Кульджинским краем возвращены Китаю, часть их переселилась в тогдашнюю Семиреченскую область. ...генерал П. Д. Зотов...— Этот эпизод включен и в повесть "Литератор", где генерал выведен под фамилией Глотов. ...тушины Закавказья...— этнографическая группа грузин.

Листки из записной книжки

В конце жизни Верещагин активно публикует в различных газетах свои очерки и воспоминания под общим названием "Из записной книжки". Наиболее значительные очерки из этой рубрики, печатаются в "Русских ведомостях" (1897—1901), в "Новостях и биржевой газете" (1899—1904), в журнале "Искусство и художественная промышленность" (1899—1900). Первые 12 очерков вышли отдельным изданием: Листки из записной книжки художника В. В. Верещагина. М., 1898. 196 с. Впервые они были напечатаны: "Листок 1-й" в кн.: Братская помощь пострадавшим в Турции армянам: Литературно-научный сб. Изд. 1. Т. 2. М., 1897. С. 494—498; остальные: Русские ведомости. 1897. No 355 (24 дек.); 1898. No 24 (24 янв.), No 56 (26 февр.), No 79 (21 марта), No 118 (1 июля), No 131 (14 июля), No 142 (25 июля), No 175 (27 авг.), No 183 (4 сент.), No 201 (22 сент.), No 203 (24 сент.), No 238 (29 окт.), No 244 (4 нояб.). Печатаются по тексту отдельного издания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23


На мосту (Верещагин В.В.)

Нищие в Самарканде (Верещагин В.В.)

На большой дороге. Отступление, бегство (В.В. Верещагин)


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Книги > В.В. Верещагин. Очерки, наброски, воспоминания > Наполеон I в России в картинах В.В. Верещагина > Наполеон I в России в картинах В.В. Верещагина 20
Поиск на сайте   |  Карта сайта