БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

Этапы творчества

1. Туркестанская серия

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (В.В. Верещагин)В июне-июле 1868 года Верещагин в составе небольшого гарнизона обороняет Самаркандскую крепость от бухарских войск. Он получает орден за особые боевые заслуги. Вернувшись из Туркестана, художник в Мюнхене продолжает работать над Туркестанской серией, состоящей из 13 картин, 133-х рисунков и 81 этюда.

В Туркестанской серии Верещагин показывает нам целый неведомый мир, который представлен им замечательно ярко и правдиво. В картинах всё видится новым, неожиданным и оригинальным. Изумляет новизна письма и красок. Техника художника не похожа на технику его современников и на тот момент кажется необъяснимой. Многим из современников Верещагина (например, Перову, Чистякову) эти картины кажутся инородными для русского искусства.

Однако возобладало всё же мнение восхищённого большинства, которое выразил Крамской: «Туркестанская серия – это блестящий успех новой русской школы». К основным работам серии относятся полотна: «Апофеоз войны», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Бухарский солдат», «В горах Алатау», «Верблюд во дворе караван-сарая», «Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром», «Двери Тимура (Тамерлана)», «Дервиши в праздничных нарядах», «Дутарист», «Калмыцкая молельня», «Калмыцкий лама», «Киргиз», «Кочевая дорога в горах Алатау», «Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд», «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Нищие в Самарканде», «Перекочёвка киргизов», «Портрет бачи», «Развалины китайской кумирни. Ак-Кент», «О войне», «Садовая калитка в Чугучаке», «Смертельно раненный», «У дверей мечети», «Узбекская женщина в Ташкенте».

2. Серия «Варвары» и другие картины

На большой дороге. Отступление, бегство (В.В. Верещагин)К данной серии относятся картины: «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», «Торжествуют». Изначально эта небольшая серия входила в состав «Туркестанской», но затем Верещагин решил придать ей самостоятельное значение.

Любопытно, что почти нигде художник не изображает батальных сцен. Его картины заполнены моментами, либо предшествующими сражению, либо наступившими после него. Картины Верещагина заполнены буднями, он показывает «психологическую сторону» войны. В живописи такой взгляд сопоставим с достижениями Толстого в литературе.

До Верещагина война в живописи была представлена как война армий и полководцев, Верещагин представил войну роты, взвода, отдельного солдата. Значение людей, находящихся во главе армий, у Верещагина сводится к нулю. Война раскрывается как проблема народной жизни. Его картины – это не батальные картины в привычном понимании, а картины русской жизни и русской истории.

Важнейшей особенностью этих картин выступает «хоровое начало». Художник тяготеет к передаче коллективных психологических состояний. На них изображены «хоры» людей одной судьбы, которые сплочены общей опасностью или страданием. Как, например, цепи русских солдат, залёгших в ожидании сигнала к атаке. Такова центральная картина серии «Побеждённые. Панихида», где на закате полковой священник отпевает поле павших, изувеченные тела которых схоронены в сухой помертвелой траве.

3. Серия «Русский Север»

С середины 1880-х годов Верещагин чаще работает в России. Он увлечён миром национальной старины, древнерусского зодчества. Он много путешествует по России. Во время поездки по Северной Двине Верещагин открывает для себя русское деревянное зодчество и крестьянское искусство. У него появляется серия этюдов с изображением деревянных церквей Севера. Эти работы проникнуты редкой для художника умиротворённостью настроения и общим впечатлением покоя. Им присуща мерцающая приглушённая красочность, свободный мягкий мазок – новые детали в творчестве художника.


Нападают врасплох

Сквозь пожар

Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > О творчестве > Этапы творчества
Поиск на сайте   |  Карта сайта