БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

Виды Индии

Неутомимый путешественник, Верещагин весной 1874 года отправился в Индию и пробыл здесь два года, изучая различные районы страны. Его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна (урожденная Элизабет Мария Фишер), которая вела путевые заметки, ставшие позже основой книги обоих Верещагиных об их поездке.

В 1882-1883 годах художник предпринял второе путешествие по Индии, продолжавшееся более четырех месяцев. За оба раза пребывания в стране Верещагин побывал в Бомбее на западном и в Мадрасе на ее восточном побережье, в городах центра страны - Агре, Дели и других, посетил знаменитые древние храмы Эллоры, высеченные в скалах, и молодой по индийским меркам город Джайпур, созданный в XVIII веке волей правителя-магараджи по математически строгому плану.

Он путешествовал по Западным Гималаям - в мусульманский Кашмир, перекресток древнейших путей Азии, и в Ладак, средоточие буддийских монастырей и памятных ступ, область, прозванную "малым Тибетом". Он ездил в Восточные Гималаи - королевство Непал и "страну небесных ступеней" Сикким, совершил восхождение на большую высоту на одной из величайших гор мира - пятиглавой Канченджанге. Только за первую поездку он сделал около 150 этюдов, как правило, настолько завершенных по образам и характеру воплощения жанровых сцен, пейзажей, архитектурных мотивов или типов жителей Индии, что их можно считать малыми картинами.

Большинство этих живописных работ принадлежит к самым красивым созданиям во всем творчестве Верещагина. Они полны солнечного света, построены обычно на эффектном декоративном сочетании трех-четырех основных цветов, чистых и звучных, на локальных пятнах, передающих общее впечатление и дополненных тщательной проработкой мельчайших деталей в рисунке. Недаром Верещагин, несмотря на упоминания о невыносимой жаре и духоте, полчищах москитов, заболевании местной лихорадкой, признается в своей переписке в неиссякаемом интересе к красоте "чудесной страны".

Он собирался написать по меньшей мере два цикла картин об Индии, в одном показать величие и разнообразие ее природы, виды архитектуры - "прекраснейшие монументы", в другом, состоящем из 20-30 полотен, - "историю заграбастания Индии англичанами". Этому грандиозному замыслу не суждено было реализоваться из-за начавшейся русско-турецкой войны, на которую отправился художник. Он успел выполнить лишь две картины: огромное изображение пышной процессии слонов английских и туземных властей в Джайпуре и сцену молитвы бывшего правителя Индии Великого Могола, практически лишенного власти англичанами, в его прихотливо изукрашенной мечети в Дели. Первая из этих работ находится ныне в музее города Калькутты в Индии, вторая - в музее Бостона в США. Около 40 этюдов приобрел Третьяков, дополнив свою коллекцию искусства Верещагина.

Чисто пейзажные образы характерны для индийского цикла. В этюде "Гималаи вечером" Верещагин передает поразившее его ощущение двух миров, которое позже на свой лад будет волновать Николая Рериха, - надвигающийся на горную местность синий сумрак близкой ночи и еще озаренное солнцем "надоблачное строение" (Рерих) мощных и величавых вершин. Этюд "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак" развивает тему мощи и торжественной красоты гор. Спускающиеся с ледяных высот между отрогами горных гигантов извивы ледяной реки могут быть по достоинству оценены в своих масштабах, когда сопоставляешь их с едва заметными в левом углу полотна фигурками всадников, поднимающихся по тропе между каменными осыпями.

Как и в Средней Азии, Верещагин проявляет устойчивый интерес и особое внимание к замечательным архитектурным памятникам. Он любовно передает их декоративные особенности, необычные для европейца формы, органическую связь с окружающим ландшафтом ("Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким", "Посмертные памятники в Ладакхе", "Раджнагар. Мраморная набережная озера"). Как художник он не только проявлял вкус ко всему декоративному и орнаментальному, но также особое терпение и упорство к тому, чтобы сложнейшие сплетения узорочья, мелкие, но выразительные детали формы были переданы точно и даже на расстоянии без приблизительности. "Тонкая ювелирная работа" индийских мастеров, которой он восхищался, потребовала от него самого отчеканенной живописи ("Тронный зал Великих, моголов в Дели", "Жемчужная мечеть в Агре").

Характерно, что, постоянно работая под открытым небом, Верещагин подмечал и цветные тени, и игру рефлексов на предметах, и голубые тона воздушной дымки, но передавал все это, боясь "растворить" архитектурные формы в вибрации воздуха, не чисто пленэристическим, а несколько обновленным условно-академическим способом. Он не поддался возможности выявить чисто оптические ощущения влияния среды на предметы, чтобы не утратить вместе с ними четкого и ясного представления о конкретном объекте изображения.

Этническое своеобразие населения Индии Верещагин передавал, не забывая о декоративных задачах - "Бания (торговец"), "Совар - правительственный посыльный", - и в то же время постепенно углубляя в ряде работ изображение типа до одновременного подчеркивания какой-либо его характерной личностной черты. Таковы образы полного спокойного достоинства священника-парса, одного из членов дошедшей из древности общины зороастрийцев-огнепоклонников, переводчика Верещагина в Индии, и окрашенный тонами усталой меланхолии "Мусульманин-слуга", образ, близкий к задачам психологического портрета.



Самарканд (Верещагин В.В.)

Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан

Представляют трофеи


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > О творчестве > Индийская культура
Поиск на сайте   |  Карта сайта