БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

Апофеоз войны

14sВ конце XIX века живописцы все чаще стали обращаться к теме бессмысленной жестокости «человеческой бойни». Но усилий художников оказалось недостаточно для того, чтобы предотвратить чудовищные войны XX столетия. Верещагин был одним из первых, кто возвысил свой голос против захватнических войн. Его военные картины — равно Балканской и Туркестанской серий — всколыхнули общество.


Обе картины, представленные на этой странице («После побоища Игоря Святославича с половцами» В. Васнецова и «Пораженные газами» Сарджента), написаны позже, чем верещагинский «Апофеоз», — в 1880 и 1919 годах соответственно. И если в картине Васнецова «поле мертвых» все-таки окутано каким-то романтически-сказочным флером (кажется, что воины спят богатырским сном), то полотно Сарджента — это беспощадный и одновременно беспомощный взгляд в лицо войны.


Первой из двух страшнейших войн XX века, предсказанных шедевром Верещагина. В 1871 году, когда создавалось его полотно, еще не было ни удушающих газов, ни бомб, ни биологического, ни ядерного оружия, но в пустых глазницах черепов, обращенных с холста к зрителю, уже присутствовало предчувствие всего этого.


Первоначально «Апофеоз войны» назывался «Апофеозом Тамерлана».


В Азии издавна существовал обычай отрубать врагу голову и приносить ее «начальству» в качестве трофея (это «представление трофеев» увековечено Верещагиным в одноименной картине). За голову «особо ценного» неприятеля доблестному воину полагался подарок — богатый халат или оружие.


Что касается пирамид из отрубленных голов, то впервые их начали складывать при Тамерлане (1336—1405). В новейшее время традицию завоевателя продолжили среднеазиатские правители. В частности, сооружали такие «памятники» кокандский хан и бухарский эмир. Еще в 1840 году их можно было встретить близ Ташкента.


15Возможно, если бы Верещагин оставил за картиной ее «историческое» название, она не вызвала бы такого резкого неприятия официальных кругов. Но художник считал, что «европейские завоеватели ничуть не лучше азиатских, они такие же варвары».


Как раз в то время, когда он работал над «Апофеозом», в Европе «открылся» новый театр военных действий, — разразилась франко-прусская война. И Верещагин переменил название работы, придав ей обобщенное антимилитаристское звучание.


Немало пришлось выслушать мастеру упреков по поводу «кровавости», «неэстетичности» «Апофеоза». Они не трогали его. В письме к Стасову он так объяснял свою позицию: «Я сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны...


Отсюда, а не из прихоти и платонической любви к крови, те непривлекательные сцены, за которые присяжные эстетики не преминут упрекнуть автора... "Апофеоз войны" — столько же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная».



Мыс Фиолент вблизи Севастополя

Конец Бородинского сражения (Верещагин В.В.)

В Городне - пробиваться или отступать


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > О творчестве > Пацифизм в живописи
Поиск на сайте   |  Карта сайта