БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Витраж


Витраж Витражом можно назвать декоративную композицию из стекла или другого материала, сюжетного или орнаментального вида, прозрачную или светонепроницаемую, цветную, используемую для оконных и дверных проемов, перегородок, светильников для освещения или декорирования. Витраж может быть самостоятельной композицией в интерьере или на фасаде здания; он бывает плоским или рельефным, в зависимости от характеристик стекла. Витражи объединяют специальными каркасами из свинца, дерева или другого материала. Витраж может быть создан в виде мозаики - из частиц разноцветного стекла, дополнительно оформлен. Для нанесения изображения применяются технологии с использованием механических и химических способов: обработка кислотой, нанесение графического изображения на стекло.

Наиболее примитивные витражи можно повстречать в Древнем Египте. Витраж широко используется в базиликах первых христиан Рима и Равенны. Примером более сложного художественного оформления витража являются соборы Франции 13 века Сан Шапель, Бурж, Шартр, а также витражи Сиенского и Миланского соборов в Швейцарии и Италии.

В России появление витража приходится на середину 19 века: Исаакиевский собор, молельня в Царском Селе, окна павильона "Арсенал" в Александровском парке Царского Села. Максимальное распространение витража в России отмечается в эпоху историзма, чему свидетельство - православные и инославные храмы, в эпоху модерна - отделка лестниц зданий. Буддийский храм Санкт-Петербурга также украшен витражным фонарем.

С древних времен витраж был неотъемлемым элементом храма. В храмах раннего христианства окна декорировались прозрачными пластинами селенита или алебастра: из них составляли узоры и заполняли ими окна. В храмах Германии и Франции стали изготовлять сюжетные витражи.

Готические соборы украшали большие витражи, скрепленные свинцовыми переплетами, из разноцветных и различных по размеру стекол. Готические витражи заполняли высокие стрельчатые окна (так называемые "розы"), в них часто были изображены сцены бытового и религиозного характера. Эпоха Возрождения преподносит витраж в виде живописи на стекле с применением техники выскабливания по его окрашенной в разные цвета поверхности.

Витражи собора Сен ЭтьенПозже витражи становятся популярным элементов в украшении храмов, а иконографической схемой витража Исаакиевского собора были декорированы окна алтарей русских храмов в разных уголках страны.

Старинная техника витража представляла собой мозаику, особое расположение частиц стекла различной формы, которая стала востребованной в оформлении предметов мебели, каминов, зеркал, музыкальных инструментов и ювелирных изделий. Совершенствование методов соединения стекол между собой открыло новые возможности - можно было декорировать не только плоские поверхности, но и рельефные, объемные предметы, в частности, лампы, светильники необычных форм.

В конце XIX — начале ХХ в.в. в России витражи стали воплощением основных принципов стиля модерн. Основное его художественное и декоративное направление выражалось в подражании природным формам во всем их разнообразии. Спектр иконографических мотивов витражей эпохи модерн казался необъятным: цветы, ветки, стебли, переплетенные в сложном узоре, бесчисленные виды орнамента, абстракции с плавными линиями, омего-образными элементами - основной перечень приемов в стиле модерн. Параллельно с ними применялись и другие - геометрические узоры, композиции готической направленности с элементами стрельчатой арки, изображения гербов в своеобразном стиле, пейзажи. Фигуративные композиции в России оставались в меньшинстве: один из наиболее эффектных сюжетов витражей изображает персонажей античной мифологии и располагается в ресторане гостиницы "Европейская".

Существует несколько типов витражей:

    * Классический - состоит из светопроницаемых элементов стекла, поддерживаемых перегородками из гибкого металла или пластика.

    * Расписной витраж изготавливается методом нанесения рисунка на стекло с помощью прозрачных красок.

    * Накладной витраж образуется при помощи техники фьюзинга, реже - прикреплением элементов на основу.

    * Пленочный витраж - при его изготовлении на поверхность стекла наносится свинцовая лента и пленка-самоклейка (согласно английской технологии).

    * Комбинированный витраж.

Витраж Кельнского собора
Витраж
Кельнского собора.

Витражи Миланского собора
Витражи
Миланского собора.

Витраж Исаакиевского собора
Витраж
Исаакиевского собора.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > Гостевая книга > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта