Вортицизм
Вортицизм (по-английски vorticism) представляет собой течение, родственное футуризму. Вортицизм относится исключительно к английскому культурному явлению, ему свойственен английский модернизм, а также противостояние импрессионизму и классической художественной традиции.
Предпосылками для его формирования были заслуги английского художника Роджера Фрея (Roger Fry), который проделал к ним путь с помощью выставок "Моне и пост-импрессионизм" в 1910 году и "Второй пост-импрессионистской выставкой английских, французских и русских художников", проведенной в 1912 г.
На формирование вортицизма воздействовал итальянский футуризм. В 1910 г. в Лондон прибывает Ф.Т. Маринетти и проводит лекции о футуризме в женском клубе-лицее. В 1912 г. для передвижной выставки футуристических произведений служит лондонская галерея Саквилл.
В 1914 г. группа английских художников, в составе с Лоуренсом Аткинсоном, Перси Уиндхемом Льюисом, Дэвидом Бромбергом вступают в творческое объединение, основанием которого является понимание ведущей роли процветания индустрии и мегаполисов на будущее европейской цивилизации.
Печатным периодическим изданием, посвященным данному художественному направлению, служил журнал Льюиса «Blast», время существования которого составило два года. Журнал вышел в июле 1914 и 1915 гг.. Идейным вдохновителем течения был Паунд.
Вортицизм был направлен против реалистических тенденций в живописи, он отвергал моральную сторону искусства и ставил во главу автономность любого художественного творения. Вортицисты были противниками французской художественной школы, выдавали себя за представителей нордического английского искусства.
Как они считали, дух современности задает особый ритм, возникновение которого связано с ураганом перемен. Однако прогресс для вортицистов был не в скоростных измерениях обновляющихся автомобилей и технических новинках, а в преобразовании функциональных структур и внутренней организации общества.
Свое творчество вортицисты рассматривали, как спор с современной индустрией, в плену которой человек угнетен городской системой и массовым производством.
Почитание механического движения итальянских футуристов они отвергали, как сентиментальный романтизм. Художественное течение вортицизма сошло на нет к моменту завершения Первой мировой войны.
Художники-вортицисты: Доротея Шекспир, Уильям Робертс, Джессика Дисмор, Генри Годье-Бжешка, Эзра Паунд, Элвин Лэнгдон Кобурн (фотограф), Якоб Эпштейн, Дэвид Бромберг, Эдвард Уодсворт, Перси Уиндхем Льюис.
Артиллерейская батарея. П.У. Льюис.
|
Песчаный пляж. Э. Уодсворт.
|