Натюрморт
Натюрморт (от франц. natur morte – буквально: мертвая природа) – в изобразительном искусстве под этим термином подразумевается изображение композиционной группы неодушевленных предметов. Натюрморт может иметь самостоятельное значение или восприниматься как неотъемлемая часть композиции жанровой картины. В данном жанре прослеживается отношение художника к окружающей действительности, в полной мере раскрывается его понимание прекрасного.
Жанр натюрморт можно назвать относительно молодым, ввиду того, что самостоятельное значение он получил только лишь в XVII веке на территории западной Европы. Его роль в художественном творчестве никогда не исчерпывалась просто информативностью или случайным дополнением к основному содержанию. Однако, несколько ранее, задолго до того, как этот жанр стал отдельной категорией, вещи и предметы окружающие людей в повседневной жизни практически не находили себе места на полотнах мастеров художественной живописи, но если таковое и наблюдалось – то неодушевленный предмет приобретал подчас неожиданно глубокий смысл.
Жанр натюрморт нашел свое отражение не только в полотнах европейских художников, но и в искусстве Византии и в иконописи древней Руси. Именно он вносил в эти несколько аскетичные работы жизненность и непосредственность. В XV-XVI веках в период расцвета эпохи Возрождения живописцы начали обращать свой взор не только на одушевленные предметы, но и на неодушевленное окружение, стремились указать каждой вещи свое место и определить ее ценность и важность для человека. Так, к примеру, на панорамных больших полотнах серебряной посуде или стеклянным бокалам отводилось довольно скромное место где-нибудь в углы картины.
Новое значение неодушевленные предметы, изображенные на художественных полотнах, получили только лишь в XVII веке – началась эпоха развития натюрмортного жанра. Именно в тот период времени натюрморт занял почетное место на холсте в непосредственной близости с иными персонажами художественной работы. Таким образом, довольно часто именно неодушевленные предметы стали выступать в роли главных действующих лиц. Живописец стремился передать максимально точно материальное бытие вещей: фактуру, габариты, цвет, объем.
Натюрморт с лососем. Эдуард Мане.
|
Натюрморт в золотых тонах. Ася Ахундова.
|