Doricum Barocco (Стиль Барокко)
Появление барокко датируется XVII – нач. XVIII вв. Направление характеризуют пышность, роскошь, вычурность, размах, чувственность. Своё название стиль получил от морской раковины, которая отличается вычурно-изящными формами. По поводу происхождения барокко метко высказался Виппер, заметив, что в нём отражается не только церковно-католическая и дворянская идеология, но и представления плебеев.
По этой причине внутри стиля выделяется несколько течений. Первое относится к наследию болонских живописцев, в работах которых отразились некоторые особенности барочного мышления (росписи Людовизи в Риме или Гверино в Казино). Второе течение характеризуется как аристократическое барокко – оно нашло применение в жанре портрета. Выделяется и мистическое барокко, которое мы встречаем в алтарных картинах и статуях.
Искусство XVII в. описывается как сочетание прекрасного и уродливого, мистического и реального, в отношении телесности – метафоричного и фактического. А для характеристики периода в искусстве Испании до середины XVII в. нередко применяется термин «барочный реализм».
В одной, достаточно короткой эпохе пересеклись разные эстетические принципы, что закономерно привело к появлению конфликта. Так возникла дискуссия, называемая «Спор о древних и новых».Под словом «древние» подразумеваются античные художники и классицисты, под словом «новые» - сторонники барокко. Краеугольным камнем спора стало противопоставление творчества Пуссена и Рубенса. Но нельзя отрицать, что даже в произведениях титана фламандского барокко П. Рубенса черты барочного мышления оригинальным образом сочетаются с чертами классицистического.
Более того, некоторые работы Рубенса являют собой чистый классицизм (следствие пребывания художника в Италии), в то время как в других он предстаёт певцом чувственной и пышной плоти (здесь его художественный язык воспринял барочность испанского типа). Произведения Рубенса проникнуты экзальтацией, но эта экзальтация не несёт в себе той ирреальности, которая присутствует в духовных идеалах католического Барокко. Она предстаёт реалистичной и даже приземлённой.
На территории Франции XVII в. барокко практически не развивался. Лишь немногие его элементы находим в стиле Людовика XIV.
Тот же период в искусстве Англии характеризуется сохранением традиций в искусстве живописи, архитектуры, в оформлении мебели и интерьера. С 1603 по 1625 гг. здесь властвует «ранний стюарт», в середине века приходит черёд пуританского стиля, а в конце XVII в. распространяются искусства, связанные с периодом царствования Вильгельма III и королевы Мэри.
Северная часть Нидерландов, Голландия, породила свой историко-региональный художественный стиль, который по своим характеристикам не совпадает ни с классицистическим, ни с барочным.
Работы немецких и восточно-европейских художников проникнуты влиянием местных традиций, среди которых наиболее заметное место занимают ренессансно-готическое искусство и итальянские веяния (но воспринимались они не как барочные, а как формы интернационального маньеризма). В Германии барокко – причём в своеобразной форме, объединяющей элементы Барокко и Рококо – сформировалось лишь в XVIII в.
Что касается русского искусства, то оно в XVII в. отставало в своём развитии от западноевропейского. В этот период оно несло ренессансные функции, и было по своей форме консервативным с тяготением к Маньеризму. Тем не менее, к этому периоду в русском искусстве применяется термин «русское барокко», который подчёркивает некоторые характерные тенденции.
Из сказанного можно сделать вывод, что конфликт между классицизмом и барокко в ряде случаев решался различным образом. Иногда барочные формы оценивались как современные, а классицистические – как отжившие свой век, но во всех течениях, школах и историко-региональных художественных стилях использовали всё равно и те, и другие. Поэтому, несмотря на всю его кажущуюся нелепость, возникло название стиля «классицистически-барочный». Что касается названия «эпоха Барокко», то под ним нужно понимать все течения, получившие развитие в XVII в.
Картина Никола Пуссена "Автопортрет". 1650 год.
|
"Пейзаж с Полифемом" Николы Пуссена.
|
Пуссен Н. Картина "Причастие".
|