Неопластицизм
(голланд - neoplasticism)
Неопластицизм – ранняя форма абстрактного искусства.
Этому направлению в искусстве присуща тяга к «универсальной гармонии». Она проявляется не только в четко разграниченных линиях, но и в определенном строго просчитанном сочетании больших прямоугольников. При этом окрашенные в цвета основного спектра фигуры разбавляются белыми и серыми оттенками. Основоположником и идейным вдохновителем этого стиля является нидерландский художник П. Мондриан, член объединения «Стиль». Термин «неопластицизм» появился в XX веке в Голландии. Именно так определял свои авторские концепции Мондриан, в последствие эти концепции были возведены в систему, а на защите авторских прав стоял Лейденский журнал «Стиль», основанный в 1917 году.
Характерной чертой неопластицизма является использование в качестве выразительных средств только строго вертикальных и горизонтальных линий. Таким образом, основным его принципом является соблюдение перпендикулярности. Несколько позже в 1920 году к данному принципу добавился еще один, в соответствие с которым плоскость ограничивалась основными чистыми цветами (синим, красным, желтым). При этом дозволительно было добавление также белого и черного цвета.
В 1920 г. Мондрианом в Париже была выпущена брошюра «Неопластицизм», ее издательством занималось руководство галереи Эффор модерн. А в 1925 некоторые работы художника были собраны в отдельную книгу «Neue Gestaltung», которую опубликовало издательство Баухауз.
Мондриан заявлял, что неопластицизм является так называемой чистой живописью. В этом утверждении красноречиво проявлялась его сущность и взгляды на творчество. Он являлся пионером классического авангарда, таким образом, он оставлял за живописью право на полноту и лаконичность художественных выражений. Однако, следует отметить, что после окончания Второй мировой войны данная точка зрения изменилась коренным образом. Но для Мондриана принципы остались неизменны. По его мнению, только баланс взаимоотношений форм и строгое постоянное равновесие противоположностей живописной композиции способствуют воплощению гармонии единства на художественном полотне. Пластичный модуль и категоричный отказ от любых форм мемесиса стали основой для новейшей эстетики на территории Америки и Европы.
Бродвей буги-вуги. Пит Мондриан. 1942 г.
|
Нью-Йорк сити. Пит Мондриан. 1941-1942 г.
|
Композиция с синим. Пит Мондриан. 1942 г.
|