БиографияКниги О творчествеЗнаменитые картиныГалереяГостевая книга

Апофеоз войны

181. ДЕТАЛЬНЫЙ НАБРОСОК
На первом этапе наш художник выполнил детальный карандашный рисунок выбранного фрагмента. Были четко прорисованы черепа, с контурным обозначением морфологии и индивидуальных особенностей анатомического строения каждого из них. Исходя из расположения источника света, легкой штриховкой были намечены тени - их присутствие существенно облегчит работу на следующем этапе.




 




 

18a2. РАКУРС И ТЕНЬ
На втором этапе наш художник предварительно закрасил основные элементы композиции, используя для этого натуральную тердисиену, желтую охру и белила (с фрагментарным добавлением лимонно-желтой краски). Тени прописывались прямо поверх непросохшего фона смесью зеленой земли, прусской синьки, обожженой умбры и белил. Эту смесь художник наносил широкими мазками вдоль предполагаемой жесткой рельефной границы черепа, сглаживая мазки к фону.

 



 

 

18s3. ОБЩИЙ КОЛОРИТ
На завершающем этапе смесью желтой охры, натуральной тердисиены, прусской синьки и белил был закрашен фон в нижней части фрагмента. Смесь желтой охры, натуральной тердисиены, лимонной желтой и белил добавлялась поверх непросохшего фона светлых областей черепов и поверх фона нижней части.

Цветовую насыщенность теней и полутонов на черепах наш художник повышал, нанося на них мазки смеси натуральной тердисиены, желтого кадмия, обожженной тердисиены и прусской синьки (с преобладанием двух последних составляющих в тенях между нижним рядом черепов и землей).



19v«Сатира злая и нелицеприятная»


Руины
Когда-то здесь кипела жизнь, и путники, спешащие в город на базар, останавливались у колодцев, чтобы напиться воды. Колодцы обмелели и высохли, путники обходят этот край стороной, да и базар давно уже не шумит в разрушенном городе.


Мертвая природа
Верещагин умел видеть и чувствовать природу и часто привлекал ее к участию в создании атмосферы своих картин. В «Апофеозе войны» мы видим портрет мертвой природы. Выжженная степь и сухие деревья — вот все, что осталось от некогда цветущего оазиса.


Вороны
Только вороны еще живы в этом краю мертвых. С оглушительным граем слетаются они к трапезе, увлеченно выискивают на почти совсем голых черепах остатки мяса. Скоро здесь не останется ничего даже и для воронов — и они улетят искать пищи в иные места, где идет новая бойня. Покуда люди истребляют друг друга, воронье племя будет сыто.


Пустые глазницы
Разверстые челюсти и пустые глазницы черепов внушают страх. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас, испытанный людьми. На многих из них видны следы от ударов сабель.


Город
Тягостное впечатление производит этот застывший, медленно разрушающийся город. Его стены хранят следы приступа. Пройдя по его улицам, еще можно ощутить слабое дыхание человеческой жизни, когда-то бурлившей здесь. Черепки глиняных горшков, обрывки тряпья, детские игрушки — все это будет медленно истлевать, пока ветер из пустыни не занесет все мелким удушающим песком.


Черепа
Поле вокруг устрашающей пирамиды сплошь усеяно человеческими костями — и «целыми» черепами, и их «фрагментами». То ли вороны растащили их, то ли завоеватели поленились донести свои трофеи до пирамиды.


Представление начальству (Русский офицер и кавказцы)

Вид Крымских гор

Угол турецкого редута, взятого М.Д. Скобелевым


 
 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Верещагин. Сайт художника.

Главная > О творчестве > Апофеоз войны
Поиск на сайте   |  Карта сайта